Previous Page  12 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 18 Next Page
Page Background

А.Н. Нехамкин, В.А. Нехамкин

12

Гуманитарный вестник

# 10·2017

Сложность социальной действительности, формирование в РФ

гражданского общества, усиливающаяся динамичность возникающих

проблем порождают еще одно условие эпохи —

повышение требова-

ний к личностным качествам руководителя

. Оно, как никогда рань-

ше, делает необходимым наличие во главе государства человека с

высоким интеллектом. Важнейшая основа его формирования —

об-

разованность

. С чисто формальной стороны от глав государств для

адекватного исполнения должностных обязанностей требуется нали-

чие высшего образования. Из 16 президентов США в ХХ в. (от Т.

Рузвельта до Б. Клинтона) высшего образования не было у троих

(У. Гардинг, К. Кулидж, Г. Трумэн). Затем университетскую традицию

во власти продолжили Дж. Буш-младший, Б. Обама [7, с. 87–89].

У Д. Трампа тоже есть как среднее военное образование (Нью-

Йоркская военная академия), так и высшее экономическое (Уортон-

ская школа бизнеса при Пенсильванском университете). По крайней

мере, в обозримом будущем не повторится ситуация 1865–1869 гг.,

когда президентом США был Э. Джонсон, бывший портной, вы-

учившийся грамоте у жены [7, с. 87]. В России после закончившего

Уральский политехнический институт Б.Н. Ельцина к власти пришли

выпускники юридического факультета Санкт-Петербургского госу-

дарственного университета В.В. Путин и Д.А. Медведев [7, с. 91].

Однако речь идет не только о формальной части понятия «обра-

зование», но и о содержательной. Посты руководителей стран сего-

дня занимают представители разных профессий (так, президентом

Венесуэлы является бывший водитель троллейбуса Н. Мадуро, его

предшественник У. Чавес — профессиональный военный, в США

Д. Трамп — бизнесмен, Б. Обама — юрист), с различным багажом

знаний. Обращает на себя внимание тот факт, что при управлении

государством в целом, как правило, и односторонних профессио-

нальных качеств, и существующего уровня знаний не хватает. По-

этому руководителю государства (особенно в XXI в.) требуется по-

стоянно заниматься самообучением, приобретать новые знания в раз-

личных сферах. Например, правитель начала ХХ в. мог не знать

процесс добычи нефти или газа, их транспортировки на значитель-

ные расстояния. В XXI в., когда от данных углеводородов зависит

ход функционирования всей экономики страны, правитель должен

иметь соответствующие знания и в указанной сфере. Не исключено,

что в будущем ему могут стать необходимы знания из такой сферы

человеческой деятельности, как особенности колонизации планет

Солнечной системы. Поэтому в перспективе людей, из которых вый-

дут руководители государств, придется обучать в особых вузах, где

им будут давать комплексное, универсальное образование, а не юри-

дическое, военное, экономическое и т. д. [7, с. 92–96]. Им придется в