Новый подход к тестовому экзамену по русскому языку для иностранных абитуриентов - page 4

Г.М. Петрова
4
верку знания научного стиля речи в его разновидности — научно-
популярного подстиля, а также сформированности лингвистической
компетенции абитуриента, в рамках которой проверяется лексиче-
ская, грамматическая, семантическая и фонологическая компетенции.
Материал тестов отобран в соответствии с требованиями государ-
ственного образовательного стандарта по русскому языку.
Тесты построены с учетом целей использования русского языка,
навыков и умений в употреблении языковых средств для реализации
определенных тактик речевого поведения в основных видах речевой
деятельности — чтении, письме, аудировании. Отметим, что, кроме
проверки навыков собственно письма, оценивается уровень владения
письменной речью в форме составления письменного речевого вы-
сказывания.
Ниже приведены содержание и лингводидактическая интерпре-
тация типовых экзаменационных заданий для иностранных абитури-
ентов МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Задание I
— краткое письменное изложение прослушанного тек-
ста — представляет наибольшую трудность для иностранных абиту-
риентов, так как оно в определенной степени носит творческий ха-
рактер. Отметим, что устное представление материала «не есть про-
стое прочитывание письменного текста вслух» [7, с.70] в аудитории.
Экзаменатору следует «использовать удлиненные паузы, необходи-
мые слушателю для смысловой переработки воспринимаемой на слух
информации» [7, с. 71]. В этих же целях допускается двукратное
предъявление текста.
Задание направлено на проверку понимания и переработки зву-
чащей информации в виде небольшого связного текста, составления
краткого письменного высказывания по прослушанному материалу
(максимальная оценка — 16 баллов). Объем аудитивного материа-
ла — 110−120 слов, количество незнакомых слов не должно превы-
шать 1−2 %.
Задание II
направлено на проверку общего понимания информа-
ции, навыков структурирования, определения темы и основного со-
держания, выделения логико-смысловых частей текста. Задание оза-
главить текст и составить назывной план — это проверка умения
обобщения информации на смысловом уровне. Оно представляет
определенную трудность для иностранных абитуриентов (макси-
мальная оценка — 16 баллов).
Средний объем текста — 250 слов. Абитуриентам предлагаются
научно-популярные тексты, минимально трансформированные соста-
вителями тестов. При этом категорически не допускается искажение
идейной основы текста. В свое время проблема трансформирования
текстового материала в учебных целях была поставлена еще
1,2,3 5,6,7
Powered by FlippingBook