1 / 21 Next Page
Information
Show Menu
1 / 21 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 10·2017 1

УДК 338.2 DOI 10.18698/2306-8477-2017-10-479

Стратегия импортозамещения в России:

бизнес и инновации — основа конкурентоспособности

национальной экономики

© И.В. Долгова

1

, Е.В. Шкарпетина

2

, Ф.М. Урумова

3

,

Е.Н. Лобачёва

1

1

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

2

СФУ ИЭУиП, Красноярск, 660064, Россия

3

АСОУ, Москва, 129344, Россия

Работа является продолжением цикла статей, посвященных национальной эконо-

мике и росту ее конкурентоспособности. Выдвинутый тезис о том, что в России

возникла необходимость проведения политики протекционизма, сопровождается

примерами из истории царской России. Показаны положительные и отрицатель-

ные стороны этой политики. Отмечены основные направления осуществления

политики импортозамещения, изложенные в Программе Правительства России

по импортозамещению до 2020 г., исходя из указов и постановлений, разработан-

ных правительством. Сделан акцент на то, что основой развития национального

производства должны стать бизнес и инновации. Представлены направления раз-

вития инновационного климата в России. Выдвинуто утверждение о том, что

предприниматели играют главную роль в этом процессе. Показаны первые успехи

осуществления политики импортозамещения. Сделан вывод о том, что политика

импортозамещения должна способствовать повышению конкурентоспособности

российских товаров и ни в коем случае не приводить к полной зависимости компа-

ний от государственной поддержки.

Ключевые слова:

протекционизм, глобализация, конкуренция, национальная эко-

номика, конкуренция качества, инновации, конкурентные преимущества, им-

портозамещение, предпринимательская способность

Вопрос об обращении к политике протекционизма (экономиче-

ская политика государства, направленная на поддержку националь-

ной экономики) особо остро встает не только в России, но и в других

странах, страдающих от различного вида санкций и желающих повы-

сить конкурентоспособность национальной экономики. Суть этой

политики заключается в том, что она осуществляется с помощью

торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний ры-

нок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособ-

ность по сравнению с товарами национального производства. Также

для протекционизма характерно финансовое поощрение националь-

ной экономики и стимулирование экспорта товаров.

Еще во времена Петра I политика протекционизма была орудием

борьбы за самостоятельное развитие России. Высокие пошлины за