Previous Page  3 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 14 Next Page
Page Background

Симулятивность политического события: Актуальность подходов…

Гуманитарный вестник

# 9·2017 3

сов одних социальных групп (социальные слои, классы, отдельные гос-

ударства, блоки стран) в ущерб интересам других. Смысл здесь не в

том, чтобы навредить остальным людям, но в том, что поддержание

своих интересов вынужденно влечет за собой игнорирование интересов

других лиц и идет им во вред. Любое развитое общество вследствие

разделения труда социально и экономически неоднородно, что порож-

дает конфликт интересов, который разрешается с участием политиче-

ского аппарата (государства), в идеале цивилизованными методами.

Возьмем условный пример: любое общество можно разделить на

производителей товаров и услуг и потребителей этих благ. Произво-

дители хотят продать товар как можно дороже, больше денег оста-

вить себе в качестве прибыли, чтобы развивать и вкладывать их в

производство, тогда как потребители нуждаются в доступности това-

ров и услуг, соответственно, в их дешевизне. Государству приходит-

ся балансировать между интересами этих двух социальных групп,

поддерживая одни и, соответственно, игнорируя и нанося ущерб дру-

гим: повышение цен невыгодно потребителям, а их снижение может

нанести экономический удар производству. Если одна из сторон за-

ключает, что игнорирование ее интересов зашло слишком далеко, то

она вправе заявить государству о своем протесте, например, выйдя на

площади, что является политическим событием.

Если политическое событие направлено на реализацию интересов

какой-либо группы людей только на словах, но по существу не отра-

жает такой цели, то можно говорить о симулятивности такого события,

т. е. оно приобретает свойство неподлинности, становится симулякром.

Симулякр, по мнению авторов, это явление, которое формально обла-

дает всеми признаками подлинности и соответствия реальности, однако

с содержательной стороны подлинность и связь с реальностью утрачи-

ваются. Итак, симулятивность предполагает разрыв между формой и

содержанием при внешнем постулировании их единства.

Обратимся к политическому учению Ж. Бодрийяра. В современ-

ной социальной действительности симулякр преподносится челове-

ческим массам как первостепенная реальность, заменяющая при этом

реальные ценности и потребности [1]. Процесс симуляции достигает

своего апогея именно в политической сфере, где используется осо-

бый дискурс, часто основанный на подмене понятий (война стано-

вится «миротворческой операцией», насилие и убийство — «гумани-

тарной интервенцией»). Когда масса практически не имеет механиз-

мов реального управления государственной жизнью, симуляция уже

превращается в реальность, а не просто выступает ее подменой.

Политика в ее классическом понимании происходит в пределах

ограниченного пространства с учетом определенных перспектив, где

причины и последствия какого-либо действия можно просчитывать.

В современной политической системе, как считает Ж. Бодрийяр,