Previous Page  5 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 9 Next Page
Page Background

Диктатура пролетариата на еврейской улице…

Гуманитарный вестник

# 6·2017 5

«ни в помощи, ни в милосердии» и могут сами себя обеспечивать:

«Кто живет в этих общежитиях — обыкновенные оборванцы, кото-

рых мы видим возле синагоги и кладбища, это те, для кого нищета

стала средством заработка. Это одна группа. Вторая группа составля-

ет мелких кустарей, торговцев, продавщиц яблок и баранок и даже

служителя синагоги, который недавно принес в этот нужник самовар

и железную раскладную кровать. Они не нуждаются в помощи, они

нужны только собственникам комитета. Никакой беды не будет, если

это гнездо разрушится» [14, л. 43]. Нападки на МЕВОПО были вызва-

ны рядом причин: и тем, что эта организация представляла собой эле-

мент старой жизни, и тем, что она поддерживала социальные явления,

наличие которых в новом советском обществе не предполагалось.

Этнические общественные объединения Москвы имели сложную

социальную природу. С одной стороны, предпосылками их появле-

ния была национальная программа большевиков, реализованная по-

сле 1917 г. и предлагавшая право всех наций на самоопределение, что

стимулировало рост национальной жизни в послереволюционный пери-

од. С другой стороны, этнические объединения являлись составной ча-

стью системы гражданского общества, политическая самостоятельность

которого беспокоила партийно-государственное руководство.

Прекращение деятельности многих общественных организаций

на рубеже 1920–1930-х гг. было вызвано комплексом причин.

Например, некоторые организации закрывались потому, что в усло-

виях сворачивания нэпа они лишились своей материальной базы. Но

главная причина состояла в изменении отношения к ним партийно-

государственного руководства.

Этнические общества 1920-х гг. представляли собой дань рево-

люционному демократизму. Они не являлись политическими оппо-

нентами ВКП(б), поэтому в первую половину 1920-х гг. власть не

помогала, но и не мешала их деятельности. С точки зрения власти

этнические организации способствовали закреплению буржуазных и

националистических пережитков в Советской стране. И естественно,

что по мере укрепления политических позиций власти этнические об-

щественные организации превращались в политического оппонента.

К концу 1920-х гг. под термином «общественная деятельность»

стала пониматься борьба за построение социализма. Культурно-

просветительная деятельность этнических организаций в эту полити-

ческую линию не вписывалась.

Сегодня развитие гражданского общества считается одним из усло-

вий развития России в целом. Отсюда критические оценки деятельности

партийно-государственного руководства в отношении этнических об-

ществ в 1920–1930-е гг. Но тогда большевики рассматривали институты

гражданского общества как порождение буржуазного строя, идеологи-