Previous Page  9 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 17 Next Page
Page Background

Политика России в условиях современной информационной войны…

Гуманитарный вестник

# 4·2017 9

внушал большее отвращение — Гитлеру или Сталину. Оба сознавали,

что это могло быть только временной мерой, продиктованной обстоя-

тельствами. Антагонизм между двумя империями и системами был

смертельным…

Тот факт, что такое соглашение оказалось возмож-

ным,

знаменует всю глубину провала английской и французской поли-

тики и дипломатии за несколько лет

(курс. авт. —

Е.А.

[4, с. 115]

.

Проблеме противодействия фальсификации истории много вни-

мания уделяют Н. Нарочницкая, С.Г. Кара-Мурза, А.С. Панарин и

другие исследователи. В положительном ключе можно расценить

решение Министерства обороны о создании специальных научных

рот по противодействию фальсификации истории. Но вряд ли что-то

может сравниться по силе воздействия на сознание человека

с дискурсом школы. «Войну выигрывает простой школьный учи-

тель», — говорил Бисмарк. А вот мнение современного исследовате-

ля проблемы Тена ван Дейка: «Дети, подростки и молодые люди

ежедневно проводят много часов за уроками и учебниками — един-

ственными книгами, обязательными к чтению в нашей культуре. Это

означает, что не существует института и дискурса, сравнимого

по своей массовости с институтом и дискурсом школы» [8, с. 143].

С рассмотренными выше проблемами связана и проблема воспи-

тания патриотизма, которой государство сегодня уделяет большое

внимание, — не ура-патриотизма, а здорового патриотизма, при ко-

тором ни одно событие прошлого не предается забвению, шельмова-

нию, но из каждого, пусть даже и постыдного, события, делаются се-

рьезные выводы, чтобы не повторять ошибки в будущем. Очень хо-

телось бы надеяться, что преподавание истории в школе будет

именно таким — проникнутым духом здорового патриотизма, сози-

дательной любви к своей Родине и уважения к прошлому.

Кстати, хороший урок противодействия фальсификации истории

преподает на страницах мемуаров маршал А.М. Василевский:

«Книжные магазины Запада продолжают наводняться самыми раз-

номастными “исследованиями”, в которых предвзято, тенденциозно

освещаются события... Некоторые из авторов таких “исследова-

ний”… договариваются до того, что Сталинградской битвы вообще

не было… на все лады перепевается утверждение нацистских генера-

лов о якобы нашем подавляющем превосходстве в силах и средствах.

В военном деле принято различать два вида превосходства в силах

и средствах: общее превосходство и превосходство на главных

направлениях. Конечно, желательно иметь общее превосходство, яв-

ляющееся важнейшим фактором достижения победы. Однако общего

превосходства у нас под Сталинградом не было. Вот как выглядело

соотношение сил и средств к 19 ноября 1942 г. Советские войска:

люди — 1 106,1 тыс., орудия и минометы — 15 501, танки и САУ —