Previous Page  8 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 17 Next Page
Page Background

Е.С. Алексеева

8

Гуманитарный вестник

# 4·2017

иметь все члены общества. Для устойчивости политической системы

нужна качественная обратная связь.

Таким образом,

курс противодействия манипуляции сознанием

в условиях ведущейся против России информационной войны был бы

полезен каждому гражданину.

Совершенно точно, что власти при

этом придется самой совершенствоваться и меняться, чтобы

не терять рычагов управления и контроля, но это, бесспорно, пойдет

на пользу государству.

На сегодняшнем этапе Россия должна оказывать интенсивное

противодействие теперь уже не попыткам, а целенаправленной

кампании по фальсификации истории и особенно

пересмотру

итогов Второй мировой войны

. «Фашизм был тенью или уродливым

детищем коммунизма», — написал в своих мемуарах Черчилль,

положив начало кампании по фальсификации истории [4, с. 82]. Оче-

видно, что, как только активистам этой кампании удастся поставить

знак равенства между фашизмом и коммунизмом, процесс пересмот-

ра итогов Второй мировой войны и всего послевоенного мироустрой-

ства вступит в свою решающую фазу. Очень четко в эту схему укла-

дываются действия польских, украинских националистов по сносу

памятников и осквернению кладбищ, и в связи с этим непонятно, как

некоторые российские политики начинают действовать в том же

духе, призывая, например, к десталинизации современной России и

внося сомнительные законодательные инициативы. Этот парадокс —

глумление над собой, своей армией и историей — подметила

Н. Нарочницкая. По ее словам, в России «традиция пренебрежения

и презрения к собственной истории со стороны большой части

интеллигенции сильна» и «такого извращения сознания больше нет

нигде» [5, с. 77]. Этот же феномен описывают в своих исследованиях

Дж. Кьеза [6], Ги Меттан [7]. Автор статьи призывает не позволять

отдельным представителям нашего политического истеблишмента

разделять общество посредством надуманных информационных

поводов, тем более в столь непростой для страны период, а также от-

носиться к истории бережно, уважительно, объективно и не подвер-

гать ее шельмованию.

Здесь встает еще один наиважнейший вопрос — преподавания

истории в школе. При всей его очевидности и столь широкой обсуж-

даемости на самом высоком уровне вопросы к качеству преподавания

все же остаются. Дети не должны приходить из школы со словами:

«Понятно, почему поляки нас так ненавидят. Мы с Гитлером, оказы-

вается, пакт Молотова — Риббентропа подписали!» Пакт подписали,

но что тому предшествовало и как этот пакт расценил тот же Чер-

чилль, в школе, видимо, не рассказали. А Черчилль, кстати, написал

спустя годы следующее: «Невозможно сказать, кому он (пакт —

Е.А.

)