Previous Page  4 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 8 Next Page
Page Background

Т.М. Махаматов

4

Гуманитарный вестник

# 12·2016

По Гегелю, единство пространства и времени определяется дви-

жением материи как единство становления и результата. Он пишет,

что «движение является процессом, переходом времени в простран-

ство и наоборот» [8, с. 64]. Здесь интересна мысль Гегеля о том, что

время проявляет себя в пространстве как в определенном результате

изменения.

Время заключается в объективно-закономерной последовательно-

сти в процессе рождения, становления, развития материальной системы

и ее перехода в иное. Каждая качественно определенная материальная

система имеет свое внутреннее время: физическое, химическое, биоло-

гическое и социальное. В обществе имеется многоуровневое время:

глобальное социальное и природное, социального организма и социаль-

ное время индивида, социальное и биологическое время в человеческом

индивиде, которые в действительности пересекаются, влияют друг на

друга. Поэтому в обществе наряду с его внутренним временем форми-

руется

внешнее, хронологическое, определяющее длительность.

Оно

есть внешнее проявление имманентного времени социальной материи,

обусловленное коллективным характером жизнедеятельности людей, а

также необходимостью координации хозяйственной деятельности со

сменой сезона года. Так возникают у каждого народа свои часы, кален-

дарь и летоисчисление. В дальнейшем в результате расширения контак-

тов народов, с образованием империй, межгосударственных военно-

политических, торгово-экономических связей и т. д. формируется еди-

ный международный хронологический стандарт.

В общественной практике и в предметной деятельности человека

особенно конкретно проявляется органическая связь времени и про-

странства с процессом изменения объектов действия человека и ре-

зультатом этих действий. К. Маркс писал, что «само рабочее время су-

ществует, как таковое, лишь субъективно, лишь в форме деятельности»

[9, с. 114], что меновая стоимость товара «определяется овеществлен-

ным в товаре рабочим временем. Как осуществление

определенного

(курсив авт. —

Т.М.

) рабочего времени, товар есть меновая стои-

мость… » [9, c. 111]. Единство времени и деятельности человека более

подробно исследует Л. фон Мизес [10]. Он в своей концепции един-

ства деятельности и времени, подчеркивая, что «деятельность

направлена на изменение и поэтому находится в потоке времени»

[10, с. 95], развил сущностную особенность социального времени,

раскрытую К. Марксом.

В сфере экономики оборот капитала есть время обращения:

Д — Т — Т — Д (деньги — товар — товар — деньги). По К. Марксу,

повторение процесса производства определяется временем обраще-

ния. «Следовательно, сумма стоимостей (стало быть, и прибавочных

стоимостей…), созданных за определенный цикл оборотов капитала,