1 / 8 Next Page
Information
Show Menu
1 / 8 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 12·2016 1

УДК 11(045) DOI 10.18698/2306-8477-2016-12-407

О природе пространства и времени

© Т.М. Махаматов

Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, 125993, Россия

Рассмотрены категории пространства и времени на основе теории самооргани-

зации материи И. Пригожина, нового прочтения Гегеля, К. Маркса, Л. фон Мизеса

и последних исследований в отечественной философской онтологии. Приведены

отличия между имманентным и внешним временем. Показаны диалектика взаи-

мосвязи пространства и времени и возможность их регулирования в финансово-

экономической сфере.

Ключевые слова:

материальная система, пространство, время, внутреннее время,

деятельность, становление, качество, диалектика

В философской литературе до сих пор господствует

естествен-

нонаучное понимание

пространства и времени, что свидетельствует о

некотором игнорировании или недопонимании гегелевской концеп-

ции пространства и времени, а также раскрытых К. Марксом особен-

ностей экономического пространства и времени. Справедливости ра-

ди отметим, что имеются очень интересные исследования онтологи-

ческих, гносеологических и социально-экономических аспектов

вышеназванных форм существования материи [1, 2]. Но и в этих ра-

ботах диалектика пространства и времени, их неразрывная связь с

процессом становления и развития остаются незатронутыми. Напри-

мер,

понимание времени сводится к внешнему, т. е. хронологическо-

му

,

времени

.

В последние годы появились публикации [3–5], в которых кате-

гория времени (пространство пока не «заслужило» должного внима-

ния) перестает трактоваться как чисто естественнонаучная и стано-

вится более философской.

Так, Н.А. Попов пишет: «Время — это

природное явление

представляющее собой объективную

очередность

появления

событий

и состояний. Это качественно особый

тип отношений

(курсив авт. —

Т.М.

) материального мира, своим появлением обязанный его измен-

чивости. Временные отношения — это и есть отношения очередно-

сти появления» [3, с. 55]. Здесь имеются некоторые не совсем удач-

ные выражения, которые несколько затушевывают интересные мыс-

ли автора. Если заменить термин «очередность», который не является

философским, на

«последовательность

» и рассматривать время не

как природное явление и не как отношение, но как

форму существо-