Previous Page  3 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 12 Next Page
Page Background

Социальные технологии как инструмент разрушения субъективности государства

Гуманитарный вестник

# 12·2016 3

интересами политической, экономической и иной деятельностью в

международном и внутригосударственном пространстве, обеспечи-

вающей суверенитет, территориальную целостность и поступатель-

ное социально-экономическое развитие. Источник субъектности —

национально ориентированные политические интересы у государ-

ства, общества и политической элиты, стремление отстаивать их

внутри страны и на международной арене, а также наличие профес-

сиональных руководящих органов и лидеров, способных воплощать

национальные интересы в жизнь.

В случае слабости государства цветные революции и мягкая сила

приводят к потере субъектности. Этот инструментарий современной

геополитики произведен социальными технологиями, которые заняли

прочное место во внешней политике государств.

Необходимо остановить разрушение субъектности России и ор-

ганизовать процессы становления субъектности. Сможет ли Россия

перестать быть жертвой социальных технологий? Сегодня это глав-

ный вопрос, определяющий будущее страны.

Категория «технология» берет свое начало от греческих слов

techne — искусство, мастерство, умение и logos — учение, наука.

Первоначально этот термин использовали в области естественнона-

учного и технического знания. Затем он получил широкое распро-

странение практически во всех сферах общественной жизни, что

привело к появлению во второй половине ХХ в. нового термина «со-

циальные технологии», который ввел английский социолог

К. Поппер [2, с. 418–420]. В отечественной научной литературе сего-

дня можно встретить такие понятия, как социальные технологии, гу-

манитарные технологии, высокие гуманитарные технологии. Синте-

тическое понимание данных категорий дает Б.Г. Юдин, на подходы

которого автор статьи будет ориентироваться. Говоря о соотношении

понятий «социальные технологии» и «гуманитарные технологии»,

Б.Г. Юдин подчеркивает, что «там, где речь идет о технологических

воздействиях на индивида (или на индивидов), имеет смысл говорить

о гуманитарных технологиях; там же, где речь идет о воздействиях

на социальные общности любого масштаба, имеет смысл говорить о

социальных технологиях» [3]. При этом философ справедливо заме-

чает, что при подобном подходе «очень часто одни и те же воздей-

ствия можно относить и к тому, и к другому» [3].

В современном политическом поле социальные технологии вы-

ступают в форме проектов, программ, содержащих процедуры и опе-

рации, и как система деятельности в соответствии с этими проектами.

Говоря о процедурах, часто употребляют прилагательное «мягкий»,

стремясь подчеркнуть несиловой в традиционном понимании проект

или действие. В данном случае программа предопределяет направ-