Previous Page  3 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 12 Next Page
Page Background

Незаконченная дискуссия о понятии «ВПК»

Гуманитарный вестник

# 9·2016 3

пали больше, чем людей”, — сетовал на заседании Политбюро Гор-

бачев, и ему активно ассистировали Рыжков с Лигачевым. Един-

ственный остававшийся в Политбюро член прежней “трой-

ки” Громыко, пытаясь в очередной раз подстроиться под бодрый

марш нового начальства, делал робкие попытки выступить со

своей mea culpa: “Соревновались с американцами, как спортсмены.

Считали, что чем больше сделаем ракет, тем безопаснее будем себя

чувствовать. Это было неразумно”… Обуздание ВПК выглядело в

глазах новой кремлевской команды не только срочной экономиче-

ской, но и политической задачей: именно таким образом можно было

оттеснить с влиятельных позиций последователей Устинова, по-

хозяйски расположившихся внутри ЦК и правительства, — генералов

и лоббистов оборонного комплекса. Путь к этому лежал через устра-

нение главной причины, оправдывавшей их привилегированный ста-

тус, — противостояния с Западом» [19, c. 28–32, 32–37, 40–44].

К моменту развала СССР партийно-государственному руковод-

ству часть проблем удалось решить. Тем не менее начальник Ген-

штаба в 2004–2008 гг. Ю.Н. Балуевский так описывал ситуацию:

«В 1992 гг., в начале новой российской армии, мы имели 17 типов

ракетных комплексов стратегического назначения. 17 типов! Самоле-

ты авиации ПВО страны и авиации военно-воздушных сил были

несовместимы! Если самолет войск ПВО садился на аэродром ВВС,

его даже заправить не могли» [24].

Естественно, данную ситуацию требовалось изменить как можно

быстрее, даже если бы новое руководство страны во главе с

Б.Н. Ельциным не взяло курс на ускоренную интеграцию России в

более развитую и исторически прогрессивную (на взгляд этого руко-

водства) западную цивилизацию. Так, в Указе Президента РФ от

2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной док-

трины Российской Федерации» говорилось о том, что у новой Рос-

сии есть определенные вызовы и риски, но внешних противников

нет. О том, что главные вызовы и угрозы безопасности лежат внутри

НАТО, в этом документе вообще не упоминается.

Таким образом, в середине 90-х гг. XX в. методологические по-

зиции историков определялись рядом обстоятельств:

оценкой ВПК как системы, требующей решительного демонтажа;

захлестнувшими общество и новую власть либеральными ил-

люзиями;

новизной проблемы и методологическими заимствованиями за-

падной историографии, где эта проблема разрабатывалась уже не-

сколько десятилетий.

В данных условиях историки стали называть ВПК социальным

монстром, высасывающим из народа все соки путем бессмысленной

милитаризации [25, c. 17–22].