Previous Page  3 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 10 Next Page
Page Background

Проблемы и перспективы преподавания социально-гуманитарных дисциплин…

Гуманитарный вестник

# 8·2016 3

постиндустриального человека становятся все более и более знако-

выми и наглядными — новые технологии открывают широкие воз-

можности для визуализации процессов подачи информации: «Прин-

ципиально новая эпоха, проникновение технологического подхода в

образование связана с бурным развитием естественных наук и их

различных прикладных направлений в XIX веке» [9].

Сегодняшние школьники и студенты восприимчивы к материа-

лам с «яркой картинкой», создаваемой посредством современной

техники. Восприятие информации на слух уходит на второй план,

уступая место модернизированным методам и способам преподава-

ния различных дисциплин. Сейчас студенты в большей степени визу-

алы, и в связи с этим методы и способы преподавания должны разви-

ваться и своевременно отвечать на вызовы современной картины мира.

Мир становится видимым и осязаемым, и, конечно, преподавателям

нужно двигаться в ногу со временем. Специфика же преподавания гу-

манитарных наук в технических вузах сводится к тому, что в большей

степени используется репродуктивный метод педагогики (повторе-

ние прошлого опыта), так называемая пассивная модель обучения, где

студент является объектом научения, пассивным слушателем. Пассив-

ная модель применима в лекционных занятиях, хотя и они на данном

этапе требуют визуального сопровождения. В ходе психологических

экспериментов было доказано, что 90 % всей усваиваемой человеком

информации приходится на зрение. Этот факт подтверждает необходи-

мость наглядности учебного материала.

Перспективным методом все же является инновационный, техни-

чески оснащенный тип педагогики, который сочетает в себе такие

элементы, как творчество и системный подход к получению и пере-

даче знаний. Такой метод называют еще интерактивным. Новый тип

образования, возможно, представляет собой перспективный метод

научения для социально-гуманитарного комплекса наук в техниче-

ском вузе. Быстрое развитие и широкое применение разнообразных

технических средств в повседневной жизни обусловливает появление

информационно-образовательной среды, в которой преподавание гу-

манитарных и социальных дисциплин должно перейти на более каче-

ственный уровень.

В интерактивной модели образования [10] студент включен в

процесс обучения, преподаватель становится помощником студента и

проводником в море информации. Доступность информации в интер-

нете создает у студентов иллюзию избыточных знаний, но эти знания

поверхностны, не систематичны и не имеют фундаментального ха-

рактера. В процессе проведения занятий, особенно семинаров, пре-

подаватель помогает студенту по принципу М. Монтеня: «Мозг хо-

рошо устроенный ценится больше, чем мозг хорошо наполненный».