Современный методологический вектор в области РКИ: поликультурная личность как субъект профессионально ориентированного дискурса - page 5

Современный методологический вектор в области РКИ: поликультурная личность…
5
сиологический
— от содержания к форме), которые в последнее деся-
тилетие вполне оснащены учебными и методическими пособиями,
отвечающими современным требованиям
8
. Однако завершаюший
этап системы преподавания РКИ находится пока вне поля зрения ме-
тодистов: нет целостной картины содержания обучения, не опреде-
лено, какие методические шаги и в какой последовательности нужно
сделать при переходе от второго сертификационного уровня владе-
ния русским языком (в европейской системе уровней владения ино-
странным языком — B2) к третьему-четвертому (соответственно
C1—C2) и т. д.
Именно на этот этап обучения с позиции рассмотренной триады
ориентирован учебный комплекс «Уроки русского», адресованный
учащимся гуманитарных специальностей
9
. Рассмотрим, как реализу-
ется авторская концепция в этом издании.
По нашему видению, основной целью завершающего этапа про-
лонгированного обучения РКИ (соответственно, и учебного комплекса
в целом) является, во-первых, систематизация (при необходимости —
корректировка) и обобщение собственно лингвистических знаний, по-
лученных ранее, и увеличение их объема посредством расширения
фактического материала и, во-вторых, изучение и отработка сложных
вопросов речевой практики, таких как стилистически обусловленное
функционирование отдельных форм и конструкций.
Для достижения этой цели нами выбран комбинаторный подход,
базирующийся на функциональном принципе рассмотрения языка и
реализующийся в соединении двух означенных ранее подходов по
модели
«форма → смысл → форма»
. При этом конституент «смысл»
включает в себя компонент «значение» как идеальную, абстрактную
составляющую, но получающую при погружении в реальную комму-
никацию иное (нередко новое) содержательное наполнение. Далее на
неоднородность семантики накладывается разнообразное функцио-
нально-синтаксическое оформление, что, с одной стороны, суще-
ственно расширяет работу с языковыми единицами, а с другой — да-
ет возможность интерпретировать текст любого задания и в парадиг-
матическом, и в синтагматическом плане. Иными словами, дидакти-
ческая организация учебника (и в этом, пожалуй, его главное
отличие) детерминируется постулатом:
каждая морфологическая
категория связана с ее функционированием в составе синтаксиче-
8
См. учебники и учеб. пособия Аксеновой М.П., Аникиной М.Н., Антоновой В.Е.,
Балыхиной Т.М., Высотской Н.А., Глазуновой О.И., Голубевой А.В., Крючко-
вой Л.С., Кухаревич Н.Е., Миллер Л.В.. Московкина Л.В., Соболевой Н.И., Тере-
мовой Р.М., Чернышова С.И., Шустиковой Т.В., Юркова Е.Е. и др.
9 Описываемый в этой статье комплекс [13, 14] состоит из учебника для студен-
тов, книги для преподавателя и аудиоприложения.
1,2,3,4 6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook