Современный методологический вектор в области РКИ: поликультурная личность как субъект профессионально ориентированного дискурса - page 3

Современный методологический вектор в области РКИ: поликультурная личность…
3
Актуальность задачи преподавания РКИ определяется не только
тем, что обучение проходит на неродном для студентов языке, но и
тем, что профессиональная подготовка иностранцев осуществляется
в новой социокультурной и этнической среде. Следовательно, учеб-
ный процесс изучения русского языка как иностранного не может и
не должен сводиться к реализации лишь профессионально-прагмати-
ческих целей. Напротив, в свете сказанного появляется необходи-
мость пересмотра образовательной методологии данной дисциплины
в соответствии с новыми тенденциями и тем самым возрастает вос-
питательная роль языка как феномена культуры, дающего возмож-
ность иностранцам понять русскую национальную систему ценно-
стей, повысить социокультурную компетенцию и адаптировать свои
коммуникативные стратегии к взаимодействию с представителями
различных этнокультурных групп [4–6].
Общеизвестно, что, осваивая иностранный язык, человек пости-
гает особенности другой культуры через призму культуры собствен-
ного народа. Не случайно идеи детерминизма и взаимопроникно-
вения духовно-нравственных и эстетических ценностей и традиций
этносов приобрели универсальный характер для науки в целом. В мно-
гочисленных трудах по философии, психологии, социологии, педаго-
гике доказано, что
личность
развивается и формируется через при-
общение к иной культуре (при сохранении собственной националь-
ной идентичности), через погружение в различные, иные вербальные
и невербальные семиотические системы [7, 8].
Эти чрезвычайно важные в прикладном аспекте теоретические
посылки вполне коррелируют с актуальными в современной лингви-
стике исследованиями проблемы концепта, который определяется
как «сложившаяся совокупность правил и оценок организации эле-
ментов хаоса картины бытия, детерминированная особенностями де-
ятельности представителей данного лингвокультурного сообщества,
закрепленная в их национальной картине мира и транслируемая
средствами языка в их общении» [9, с. 159].
Данное положение представляется чрезвычайно важным при
определении современной методологии в области преподавания РКИ,
так как позволяет выделить такие ключевые, взаимосвязанные поня-
тия, как
язык—культура—личность
.
По существу, именно триада
язык
культура
личность
ставит-
ся сегодня во главу угла в системе языковой подготовки иностран-
ных учащихся и может быть представлена как
методологический
концепт обучения РКИ
. Причем если в данной триаде взаимосвязь
языка и культуры очевидна, то конституент «личность», с нашей
точки зрения, должен вмещать в себя нечто большее, чем принято
понимать под
языковой
личностью
[10] — совокупностью способно-
1,2 4,5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook