Современный методологический вектор в области РКИ: поликультурная личность как субъект профессионально ориентированного дискурса - page 2

Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова
2
вального, программированного, суггестопедического и других мето-
дов обучения
2
.
В разное время внимание ученых было направлено на линвостра-
новедческий/культурологический аспект
3
, частные вопросы препода-
вания и национально ориентированные методики
4
, язык специально-
сти/функциональные стили (прежде всего научный и деловой)
5
и т. д.
Начиная с последнего десятилетия ХХ в. и по сегодняшний день ак-
тивные позиции в методике РКИ занимают коммуникативно-деятель-
ностная теория, коммуникативный метод и коммуникативная компе-
тенция [2, 3], соотносящиеся с уровнями владения РКИ, которые
представлены в соответствующих государственных образовательных
стандартах и определены требованиями государственной системы те-
стирования. Направленность коммуникативного подхода на речевое
общение успешно интегрируется с сознательно-практическим и лич-
ностно ориентированным методами (основными в условиях вузов-
ского обучения языкам) и имеет большие перспективы в свете требо-
ваний сегодняшнего дня [11].
В настоящее время одной из важнейших образовательных задач
российской высшей школы в процессе профессиональной подготовки
студентов является формирование поликультурной личности. Дан-
ный «диктум», обусловленный открытостью межгосударственных
контактов и активным интегративным движением между народами,
вывел едва ли не на первый план необходимость владения общекуль-
турными компетенциями (в том числе и навыками социокультурной
и межкультурной коммуникации)
6
, что, в свою очередь, обозначило
стратегические и методические приоритеты в системе обучения ино-
странных граждан русскому языку, являющемуся для них средством
профессионального общения.
2
См. работы Азимова Э.Г., Акишиной А.А., Городиловой Г.Г., Громовой О.А.,
Карапетяна К.М., Китайгородской Г.А., Логиновой В.Г., Мисири Г.С., Скин-
нера Б.Ф., Самуйловой Н.И., Щукина А.Н. и др.
3
См. работы Верещагина Е.М., Зиновьевой М.Д., Костомарова В.Г., Масло-
вой В.А., Миловидовой Г.П., Прохорова Ю.Е., Шаклеина В.М. и др.
4
См. работы Андрюшиной Н.П., Балыхиной Т.М., Битехтиной Г.А., Вагнер В.Н.,
Вишняковой Т.А., Быковой О.П., Журавлевой Л.С., Капитоновой Т.И., Клобу-
ковой Л.П., Лобановой Н.А., Любимовой Н.А., Маковецкой Р.В., Нахаби-
ной М.М., Овсиенко Ю.Г., Остапенко В.И., Пучковой Л.И., Скопиной М.А.
и др.
5
См. работы Изаренкова Д.И., Кузнецова Л.М., Максимова В.И., Метс Н.А.,
Митрофановой О.Д., Мотиной Е.И., Одинцовой Т.В., Романовой Н.Н., Хавро-
ниной С.А. и др.
6
Данное требование в современной системе отечественного образования рас-
пространяется на все категории учащихся.
1 3,4,5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook