1 / 10 Next Page
Information
Show Menu
1 / 10 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 3·2016 1

УДК 172 DOI 10.18698/2306-8477-2016-03-349

О потере мировоззренческих ориентиров

современной научно-технической деятельности

на поле битвы двух этических систем

(по концепции В.А. Лефевра)

© М.Ю. Егорова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрен такой мировоззренческий регулятор научно-технической деятельно-

сти, как этика. Проанализированы некоторые ценности и этические принципы

деятельности современного научно-технического сообщества, в том числе с точ-

ки зрения модели двух этических систем В.А. Лефевра. Отмечена положительная

динамика в направлении совершенствования культуры современной России. Пред-

ложены меры по совершенствованию научно-технического потенциала нашей

страны в целях устойчивого развития.

Ключевые слова:

научно-техническая деятельность, этика, этические системы,

постнеклассическая наука, устойчивое развитие.

Центральный объект научных исследований на современном

постнеклассическом этапе развития науки — открытые сложные са-

моразвивающиеся системы, в которых человек является неотъемле-

мым компонентом. Такой объект становится как бы «человекораз-

мерным», соединяя в фокусе исследования объективную реальность с

субъективным внутренним миром человека. «Ответ» природы на

«вопросы» человека в такой ситуации начинает зависеть не только от

«способа вопрошания» и средств исследования субъекта, но и от его

психологии, профессиональных и социальных установок, культуры,

ценностей и этических взглядов [1]. Современные исследования фак-

торов общественного (политического и экономического) развития не

обходятся без изучения духовно-психологических детерминант [2].

Так какие же ценности и этические принципы составляют основу

профессиональной деятельности научно-технического сообщества? По

этическому «кодексу» («научному этосу»), разработанному социологом

Р. Мертоном еще в 30-х годах XX в., к ним относятся [3, с. 59]:

— универсализм и объективный характер научного знания;

— коллективизм, отражающий интернациональный характер ре-

зультатов научной деятельности;

— бескорыстное стремление ученого к истине;

— скептицизм, исключающий некритическое восприятие пред-

мета изучения.