Previous Page  2 / 5 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 5 Next Page
Page Background

И.Е. Сафарова

2

Гуманитарный вестник

# 1

2016

наглядности, компьютерных технологий, интеллектуальной доски, а

также знание технических средств улучшения слуха, иногда даже же-

стового языка [3].

Применение сурдотехнических средств не только в огромной

степени способствует восстановлению речевой коммуникации, но и

значительно облегчает процесс обучения. В последние годы проис-

ходит совершенствование электроакустической аппаратуры на осно-

ве микроэлектроники.

Начиная обучение английскому языку студентов с нарушением

слуха, следует сразу учесть степень его сохранности. Частичная по-

теря слуха может быть скорректирована с помощью специально по-

добранного и соответственно настроенного индивидуального аппара-

та. В настоящее время имеется огромный выбор внутриушных про-

граммируемых цифровых аппаратов с широкими возможностями

адекватного режима звукоусиления.

По-другому обстоит дело с глухими студентами, у которых пол-

ностью отсутствует разборчивость речи, т. е. потеряна дискримина-

ция (разборчивость и различение) речи [4]. Но и в этом случае также

необходима электроакустическая коррекция слуха. Во-первых, при

отсутствии звукоусиливающей аппаратуры остаточный слух угасает,

а во-вторых, остаточный слух глухого человека следует использовать

в бисенсорном (т. е. слухо-зрительном) восприятии. Происходит

своеобразное расширение канала связи, и уже независимо от того,

какой из каналов (зрительный или слуховой) является информатив-

ным для студентов, совместное их функционирование повышает

коммуникативные возможности.

К группе студентов с нарушением слуха относятся также студен-

ты с кохлеарной имплантацией. Кохлеарные имплантаты по суще-

ству являются микроэлектродами. Принцип работы следующий: в

микрофон, помещенный за ушной раковиной, подается сигнал. Мик-

рофон преобразует акустический сигнал в электрический и посылает

его в речевой процессор, который помещается в зависимости от вида

либо за ухом, либо на поясе или в кармане студента.

Также встречаются студенты, пользующиеся слуховой системой

«Дуэт». Она сочетает в себе кохлеарный имплантат и цифровой слу-

ховой аппарат. Слуховой аппарат акустически усиливает низкие ча-

стоты, в то время как кохлеарный имплантат электрически усиливает

средние и низкие частоты. Система способствует быстрому восприя-

тию устной речи, облегчает учебный процесс и является идеальной

для обучения глухих студентов.

Индивидуальные сурдотехнические средства целесообразно со-

четать со звукоусиливающей аппаратурой. Прежде всего с отече-

ственным устройством беспроводной связи «Сонет». Оно предназна-

чено для улучшения восприятия речи в обстановке, где расстояние и