Background Image
Previous Page  3 / 6 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 6 Next Page
Page Background

Структура пособия по развитию речи для иностранных учащихся

3

по образцам, а также собственных диалогов. Диалоги, предлагаемые

студентам, отвечают основным характеристикам диалогической ре-

чи. «В отличие от монолога, который нередко характеризуется слож-

ностью синтаксического построения, диалогической речи в основном

свойственна простота синтаксиса. Среди простых предложений

большое число неполных, эллиптических, односоставных. В диалоге

представлены все виды предложений по цели высказывания, интона-

ции, эмоциональной окраске» [2].

Навыки диалогической речи учащихся развиваются в ходе вы-

полнения последовательности упражнений: от составления диалога

по образцу до речевых упражнений с заданной ситуацией. Для грам-

матического тренинга выбираются языковые формы, представляю-

щие наибольшую трудность. Внимание учащихся обращается на

стратегии развития диалога, приемы начала и окончания разговора.

Представлен материал для работы в парах, для проведения ролевых

упражнений. Задания направлены на снятие лексико-грамматических

трудностей, на коррекцию грамматических ошибок.

На третьем этапе разговорная тема отрабатывается с опорой на

текст, служащий отправной точкой для последующей беседы. Струк-

тура текста является образцом для последующего рассказа иностран-

ных студентов о своей стране. Помимо основного содержания текст

содержит фоновые знания, принадлежащие тезаурусу носителей рус-

ского языка. «Фоновые знания (англ. background knowledge) — это

знания, характерные для говорящих на данном языке, обеспечиваю-

щие речевое общение, в процессе которого эти знания проявляются в

виде смысловых ассоциаций и коннотаций, соблюдения норм речево-

го поведения носителей языка» [4]. Притекстовые вопросы направле-

ны не только на проверку понимания информации текста в целом, но

и на выяснение реакции учащихся на прочитанную информацию, на

стимулирование ответного развернутого монологического высказы-

вания. Послетекстовые упражнения включают речевой материал для

выражения собственного мнения, согласия или несогласия, сомнения

и т. п. В качестве итогового задания иностранным учащимся предла-

гается подготовить рассказ-презентацию по аналогичной теме о сво-

ей стране: о системе образования, о решении экологических проблем,

о научных достижениях ученых своей страны, о национальных

праздниках и т. п. При этом целевая установка для учащихся —

именно устное развернутое монологическое высказывание с после-

дующими ответами на вопросы слушателей. «Существует несколько

параметров монологического высказывания, которые и отражают его

сущность, и составляют главную трудность, требуют особых средств

обучения. 1. Относительно непрерывный характер высказывания.