Background Image
Previous Page  2 / 6 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 6 Next Page
Page Background

С.А. Курбатова

2

требующего времени на поиск, что неизбежно отразилось бы на не-

прерывности речевого акта и потому нежелательно» [2].

Комплекс упражнений выполняется в ходе обсуждения актуальных

разговорных тем, которые могут быть выбраны по усмотрению препо-

давателя с учетом интересов и потребностей студентов технического

профиля: «Мой университет»,

«

Система образования в России»,

«

Наука

в России и мире», «Экология и климат»,

«Праздники в России», «Тра-

диции и речевой этикет» и др. Автономность тем и блоковая организа-

ция тематического материала дают возможность гибкого, выборочного

использования пособия на занятиях в соответствии с учебными планами

и программами модульно-рейтинговой системы обучения.

Работа по каждой разговорной теме состоит из трех этапов и

строится по принципу «от участия в диалоге к построению собствен-

ного монологического высказывания». «Взаимопроникновение диа-

логического и монологического начал представляется нам универса-

лией, характеризующей современное состояние культурно-письменной

(и культурно-речевой) традиции. Язык не мог бы не реагировать на

усиление этой тенденции. В сущности, речь идет о формировании —

едва ли не на наших глазах — целой системы средств, обслуживающих

такое взаимопроникновение, в частности синтаксических средств моно-

логизации диалога, и, соответственно, диалогизации монолога» [3].

Первый этап — это введение в тему, которая предъявляется на

примере диалогов/полилогов в типичных ситуациях общения: это

может быть разговор студентов, жителей города, интервью с извест-

ным человеком, круглый стол, рассказ экскурсовода и т. п. Учебный

материал может предъявляться для прочтения или прослушивания.

Использование на этом этапе аудиоматериалов, с одной стороны,

развивает у учащихся навыки аудирования, а с другой — знакомит их

с особенностями устной речи и ее принципиальными отличиями от

письменной. Лексическая работа направлена как на расширение сло-

варного запаса по данной теме, так и на ознакомление с фразеоло-

гизмами, устойчивыми сочетаниями и прецедентными текстами, т. е.

с фоновыми знаниями носителей русского языка. Сопровождающие

диалог вопросы помогают учащимся понять особенности ситуации и

цели каждого из коммуникантов. Особое внимание уделяется сфере

общения — официальной и неофициальной, вопросам этикета, рече-

вым особенностям официального и неофициального общения. В диа-

логи включены характерные для данных стилей слова и выражения.

Задания направлены на снятие трудностей при переходе от неофици-

ального, дружеского общения к официально-деловому стилю речи,

при выборе

ты

/

Вы

-форм обращения, а также на освоение разговор-

ной и официально-деловой лексики.

На втором этапе работа над темой предполагает развитие навы-

ков употребления грамматических форм в ходе составления диалогов