Background Image
Previous Page  6 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 9 Next Page
Page Background

Т.В. Рысина, Е.В. Киселев

6

ников «старого образца» их отличает владение уникальными знани-

ями, что соответствует высокому уровню дивидендов на такой челове-

ческий капитал. В связи с этим стиль жизни, уровень и структура по-

требления этих работников мало чем отличаются от традиционного

среднего класса, но, с другой стороны, высокие позиции на рынке тру-

да приводят в их ряды совладельцев фирм, руководителей предприя-

тий. Информационные работники имеют целый ряд специфических

черт, главная из которых заключается в том, что они являются незави-

симыми производителями, которые реализуют собственные стратегии.

Данные трансформации стали возможны, поскольку характер и со-

держание труда этих работников отличаются готовностью к быстрой

смене видов деятельности, автономностью, самостоятельностью, уме-

нием принимать нестандартные решения, мобильностью. Такие люди

востребованы на глобальном рынке труда [8].

Вполне закономерен вопрос — есть ли такие работники в нашем

обществе, если есть, то чем они отличаются от зарубежных? Пока

трудно ответить на него. Можно опираться лишь на некоторые дан-

ные, например, работу О.И. Шкаратана «Новый средний класс и ин-

формационные работники в современной экономике России» [7, с.

224–230]. На основе результатов опроса 200 респондентов, проведен-

ного в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Нижнем Новгороде и Твери,

выявлены следующие особенности креативного класса, представители

которого входят в новый средний класс. Во-первых, эти работники по-

стоянно осваивают новые технологии, приобретают дополнительные

навыки и умения посредством обучения на рабочем месте («learning-

by-doing» или «learning-by-interacting»), в отличие от формального об-

разования. Во-вторых, опрошенные высоко оценивают свою профес-

сиональную востребованность, уникальность знаний и опыт работы в

узкой сфере деятельности, что предполагает использование комбина-

ции разнообразных компетенций, а не формальное образование.

В-третьих, респонденты отмечают такую важную составляющую свое-

го труда, как решение нестандартных задач с нуля. Значительное чис-

ло опрошенных являются разработчиками новых концепций и мето-

дов, способов реализации проектов.

Среди представителей креативного класса преобладают люди,

ориентированные на достижение заметных результатов в своей сфере

деятельности, решение комплексных задач своими силами, причем ма-

териальные стимулы для большинства респондентов не являются

единственным фактором удовлетворенности своей работой. Для них

важно содержание работы, степень самостоятельности и свободы для

выполнения своих функций. При этом часть информационных работ-

ников готовы открывать собственные проекты, создавать свой бизнес.