Механизм определения рыночного диапазона цен для целей налогообложения - page 2

2
Е.В. Соколов, Ф.О. Истомин
В основу метода СРЦ заложена возможность сравнения цен контро-
лируемой сделки как с внутренними, так и с внешними сопоставимыми
сделками. Внутренние сопоставимые сделки совершаются непосред-
ственно анализируемой организацией с третьими лицами. Внешние со-
поставимые сделки совершаются между лицами, не взаимозависимы-
ми с анализируемой организацией и друг с другом.
Здесь рассмотрим инструмент определения рыночного диапазона
цен на основании внутренних сопоставимых цен, так как использо-
вание подхода, основанного на внешних сопоставимых ценах, хоть
и предусматривается законодательством [2], но имеет серьезные
ограничения в применении: условия потенциально сопоставимых
сделок, совершенных между независимыми лицами, на практике со-
ставляют коммерческую тайну, информацию о них получить крайне
затруднительно.
Таким образом, в основе применения метода СРЦ на базе внутрен-
них сопоставимых сделок лежит анализ условий и цен сделок, совер-
шенных организацией в рамках контролируемой сделки, и их сравне-
ние с сопоставимыми сделками, совершенными организацией в рамках
взаимодействия с третьими лицами. Происходит это в четыре этапа.
1. Определение критериев и условий сделок, влияющих на цено-
образование.
2. Определение перечня сделок, сопоставимых с контролируемой
сделкой.
3. Расчет рыночного диапазона цен.
4. Выявление отклонений используемых цен от рыночного уровня
и их расчет.
Рассмотрим данные этапы подробнее.
1. Определение критериев и условий, влияющих на ценообразование.
Сделки признаются сопоставимыми с анализируемой, если они со-
вершаются в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях.
Если коммерческие и (или) финансовые условия сопоставляемых
сделок отличаются от условий анализируемой, то они могут быть при-
знаны сопоставимыми с ней, если различия между указанными услови-
ями анализируемой и сопоставляемых сделок не оказывают существен-
ного влияния на их результаты или если такие различия могут быть
учтены при применении для целей налогообложения соответствующих
корректировок к условиям и (или) результатам сопоставляемых (или
анализируемой) сделок.
При определении сопоставимости, а также для корректировки ком-
мерческих и (или) финансовых условий сделок анализируются сле-
дующие характеристики, имеющие существенное влияние на данные
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,...15
Powered by FlippingBook