Background Image
Previous Page  5 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 7 Next Page
Page Background

Изучение причастий как особой формы глагола при обучении русскому языку…

5

4. Ищем главное для причастия слово —

друзьях

. Определяем

форму: множественное число, предложный падеж. Ставим причастие

в ту же форму:

Я написал родителям о своих друзьях,

живущих

вместе со мной

в общежитии.

Б. Нужно послать ответ на телеграмму, которую я получил вчера.

1. Определить падеж местоимения

которую —

винительный.

Следовательно, будем создавать страдательное причастие.

2. Найти глагол и определить его вид и время.

Получил —

со-

вершенный вид, прошедшее время. Значит, причастие не зависит от

спряжения.

3. Образуем причастие: получить — получил — получЕННый.

4. Ищем главное для причастия слово:

телеграмму.

Определяем

форму: единственное число, женский род, винительный падеж.

5. Определим тип придаточного предложения: получил Я — ак-

тивная. Тогда именительный падеж меняем на творительный:

Нужно послать ответ на телеграмму,

полученную мной

вчера.

И еще вариант: На выставке были картины, которые нарисованы

современными художниками.

Алгоритм преобразования тот же, только мы видим, что данное

предложение — пассивная конструкция. Поэтому замена именитель-

ного падежа винительным не нужна.

Теперь попробуем изложить эту схему максимально коротко:

падеж местоимения «который»;

форма (вид и время) глагола;

образование причастия;

поиск главного слова, определение его формы;

конструирование предложения.

В заключение хочется сказать: причастия, конечно же, форма,

используемая в основном в книжной речи, но, тем не менее, необхо-

димая для более полного понимания тонкостей русского языка ино-

странными слушателями. Я попыталась упростить изучение данной

формы глагола, но при этом надо помнить: на самом деле невозмож-

но воспользоваться ни одной из представленных выше схем без базо-

вых знаний: понятия вида глаголов, окончаний прилагательных и

причастий и т. д. В противном случае не поможет ни одна схема.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Лебедева О.А.

Причастия и деепричастия

. Н. Новгород, 1991, 55 с.

[2] Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И.

Современный русский язык

.

6-е изд., перераб. и доп. Москва, Логос, 2002, 528 с.

[3] Антонова В.Е., Нахабина М.М., Толстых А.А.

Дорога в Россию

. Учебник

русского языка (первый сертификационный уровень — часть 1, Санкт-Пе-

тербург — Златоуст, 2009.