Background Image
 1 / 7 Next Page
Information
Show Menu
1 / 7 Next Page
Page Background

Изучение причастий как особой формы глагола при обучении русскому языку…

1

УДК 808.2.378.02

Изучение причастий как особой формы глагола

при обучении русскому языку иностранных учащихся

© Н.А. Ионова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

В статье систематизируются теоретические материалы и практические разра-

ботки по одной из сложнейших грамматических тем русского языка. Даются

практические указания для облегчения усваивания данной темы иностранными

учащимися.

Ключевые слова:

причастие, форма глагола, активные причастия, пассивные при-

частия, сложное предложение.

Некоторые теоретические данные о причастиях.

Причастие —

гибридная глагольно-адъективная форма, которую в школьной тра-

диции рассматривают как особую глагольную форму. Очень метко о

причастиях сказал В.И. Даль: «Часть речи, причастная к глаголу, в

образе прилагательного». То есть в причастиях заложены признаки и

глаголов и прилагательных. Эту двойственность заметили и древние

грамматисты, дав ему имя «причастие», т. е. причастное к имени и

глаголу. Совмещение в одном слове признаков разных частей речи

делает эти слова более богатыми содержательно, а поэтому и более

экономными, на что обратил внимание еще М.В. Ломоносов: «Сии

глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заклю-

чая в себе имени и глагола силу».

Итак, причастия совмещают в себе признаки и глагола, и прила-

гательного (то есть, как пишут в школьных учебниках, обозначают

признак предмета по действию).

Признаки глагола:

1) сохраняется значение действия и глагольное управление (

под-

ходит (куда?) к столу — подходящий (куда?) к столу

);

2) сохраняется вид соответствующего глагола (

почтальон принес

письмо (СВ) — почтальон, принесший письмо (СВ); ребенок любит

родителей (НСВ) — ребенок, любящий родителей (НСВ)

);

3) причастие, как и глагол, имеет понятие возвратности (

человек,

умывающий ребенка — умывающийся человек

);

4) причастие имеет понятие времени, настоящего или прошедше-

го (

рабочие, строящие дом — рабочие, строившие дом

);

5) две залоговые формы, которыми обладают причастия (дей-

ствительный — активный и страдательный — пассивный), соответ-

ствуют в синтаксисе активным и пассивным конструкциям предло-

жений (

задачу решил студент — задача, решенная студентом; Ло-