Современный подход к преподаванию экономических дисциплин в техническом вузе - page 3

Современный подход к преподаванию экономических дисциплин в техническом вузе
3
Теоретические исследования в этой области, а также опыт препо-
давателей-практиков свидетельствуют о наличии разнообразных
подходов к решению этой проблемы, имеющей государственное зна-
чение [2–4]. Как известно, Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации», Государственная программа РФ «Развитие
образования на 2013–2020 годы» нацеливают образование на разви-
тие социально активной, успешной личности, на творческую инициа-
тиву, самостоятельность обучаемых, инновационность их мышления,
конкурентоспособность молодого поколения страны [5, 6]. Эта зада-
ча будет достигнута только в том случае, если получаемые знания
будут прочными. А этого можно добиться, если в процессе обучения
будут задействованы чувства студентов и сами они станут активны-
ми участниками образовательного процесса, то есть деятельными
людьми. Их деятельность в процессе изучения экономики может
проходить на репродуктивном (низшем) и продуктивном (высшем)
уровнях [7]. Традиционная система обучения акцентирует внимание
на репродуктивном уровне деятельности (воспроизведение получен-
ной информации на семинарах, зачетах, экзаменах). Значимость по-
добной составляющей образовательного процесса не подвергается
сомнению. Но решающая роль в реализации новых требований к вы-
пускникам вузов принадлежит продуктивному уровню образования,
стимулирующему эвристический и креативный виды деятельности,
формирующему познавательный интерес к изучаемым дисциплинам,
в частности к экономике. Этот интерес реализуется через содержание
читаемого курса, а также использование инновационных образова-
тельных технологий, повышающих качество образовательной среды.
Расскажем о нашем опыте использования современных технологий
обучения экономическим дисциплинам.
Интеллектуальные разминки
. Их цель — мобилизация внимания
обучаемых, подготовка и настрой на воспроизведение сложного тео-
ретического материала. Разминки могут проводиться в виде: 1) ко-
роткого блиц-опроса изученных понятий; 2) знакомства с занима-
тельной информацией, содержащей элемент недосказанности, про-
блему, требующую мобилизации внимания и быстрого ответа на
поставленный вопрос. Например такой: «В 2009 г. в США закрылась
последняя фабрика по производству бельевых веревок. Причина —
отсутствие покупательского спроса. Американские законы запреща-
ют сушку белья на воздухе тем, кто живет в многоквартирных домах.
Но и те, кто живет в одноэтажной Америке, тоже не сушат белье на
воздухе, на веревках около своего дома. Почему?» Логическим про-
должением ответа на этот вопрос или подобный является рассмотре-
ние теоретических базовых концепций экономики, таких как спрос,
предложение, потребительское поведение, производственная функ-
ция, неопределенность рыночной экономики и пр. А ответ на постав-
1,2 4,5,6,7,8,9
Powered by FlippingBook