Современный подход к преподаванию экономических дисциплин в техническом вузе - page 2

Г.К. Девлет-Гельды
2
инженера не является нормой. Почему? Многолетний опыт преподава-
тельской работы в МГТУ им. Н.Э. Баумана показывает, что студент
технического вуза — прагматик. Он обладает особым типом мышле-
ния, стремится к четкому и однозначному пониманию рассматривае-
мых определений, категорий, законов. Новым нетрадиционным источ-
ником удовлетворения образовательных потребностей обучающихся
являются средства массовой коммуникации и интернет-пространство.
Информированный студент часто готов вступить с преподавателем в
дискуссию, искать подтверждение или опровержение своим мыслям.
Его привлекает практическая сторона образования. Сравнивая альтер-
нативную стоимость обучения и получаемые от этого выгоды, он от-
дает предпочтение дисциплинам, представляющим для него практиче-
ский интерес. На непрофильные гуманитарные и социально-
экономические дисциплины в большинстве случаев смотрит как на
неизбежное зло, которое надо пережить. Это подтверждает социоло-
гический опрос, проведенный нами среди студентов инженерных фа-
культетов. Респонденты поставили перед собой в годы учебы в уни-
верситете следующие задачи:
овладеть профессиональными знаниями и навыками;
уделить наибольшее внимание дисциплинам, которые приго-
дятся в будущей профессиональной деятельности;
получить удовлетворение от процесса овладения знаниями;
научиться думать и хорошо трудиться;
монетезировать знания, причем чем раньше, тем лучше.
Возникает вопрос: надо ли, чтобы студенты инженерных факуль-
тетов проявили интерес к экономике, а, может быть, и полюбили ее?
Или нужно согласиться с тем, что для большинства из них она —
лишь обязательная дисциплина, которую приходится изучать? Убеж-
дены, что привить интерес к экономике не только должно, но и мож-
но! Должно, так как она формирует современное мировоззрение сту-
дентов, обеспечивает развитие их личности и реализацию заложенно-
го в каждом из них творческого потенциала. Можно сделать это
разными путями. Один путь короче, другой — длиннее. Беспроиг-
рышным является такой, который отвечает потребностям обучаемых,
способствует их развитию и самореализации. Задача представляется
вроде бы простой. Надо сделать так, чтобы у студентов не просто по-
явилась потребность выучить и сдать экономику, а чтобы ее освоение
задело за живое, вызвало личный интерес и сформировало мотива-
цию к ее изучению. Только в этом случае появляется шанс воспитать
и подготовить высококлассных специалистов с широким кругозором,
активной жизненной позицией, «способных осваивать и разрабаты-
вать наукоемкие технологии, создавать уникальные технические
устройства и системы, участвовать в исследовательской и инноваци-
онной деятельности» [1].
1 3,4,5,6,7,8,9
Powered by FlippingBook