Современная российская историография проблемы ядерного разоружения - page 2

А.А. Манухин
2
ям внешней политики стран, идеологии, роли общественного мнения.
В эту группу входят прежде всего историки и политологи-аме-
риканисты.
Второе направление следует рассматривать как международно-
институциональное. Исследователям этого направления, работаю-
щим в ведущих академических институтах по вопросам международ-
ных отношений безопасности, свойственно внимание к международ-
но-правовым аспектам процесса ядерного разоружения, подчеркива-
ние глобальности этого явления, невозможности сведения его лишь к
отношениям России и США, необходимости придания ему многосто-
роннего характера, заинтересованности всех стран в углублении про-
цессов разоружения.
Третье направление уместно назвать военно-институциональным,
поскольку приоритет в нем отдается военно-техническим, военно-
стратегическим и тактическим вопросам. В значительной степени
оно представлено действующими и бывшими военными, техниче-
скими экспертами, дипломатами (Академия военных наук, Академия
генерального штаба ВС РФ, ДА МИД РФ). Они сосредоточиваются
на вопросах безопасности России и эволюции угроз для нее со сторо-
ны США и НАТО.
Важным аспектом исследования первого направления является
внимание к особенностям руководства процессом ограничения и со-
кращения вооружений в СССР и США. Если в СССР он находился
под централизованным контролем ЦК, который начал сдавать свои
позиции лишь в годы перестройки, то в США всегда наблюдалась
интенсивная борьба между аппаратом президента и Пентагоном, в то
время как государственный департамент часто вставал на сторону
последнего. Так, в работе А.Г. Савельева подчеркивается, что проис-
ходило постепенное расширение количества ведомств, участвовав-
ших в разработке проектов соглашения с США по ограничению стра-
тегических наступательных вооружений. Если первоначально этим
занимались лишь МО и МИД СССР, то к 1969 г. сложилась «Большая
пятерка» представителей ЦК КПСС, МИД, МО, КГБ и ВПК [1, с. 21].
А.Г. Савельев подчеркивал, что советское руководство встало на
путь разоружения из-за осознания экономических трудностей про-
должения гонки вооружений с США [1, с. 9]. Р.Н. Афонин отмечал,
что цели США были шире: предотвратить увеличение СССР своего
парка тогдашних сверхмощных стратегических ракет класса СС-9,
побудить европейских союзников создавать «европейские ядерные
силы», способствовать углублению кризиса в советско-китайских от-
ношениях, получить козырь для обвинения Москвы в агрессивном
курсе в случае ее отказа [2, с. 57, 58].
Подготовка предложений на переговорах велась МИД и МО, ко-
торые передавали вопрос на рассмотрение специальной комиссии
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,...12
Powered by FlippingBook