Советский технократизм в 1917-1930-е годы - page 3

Советский технократизм в 1917–1930-е годы
3
нии соответствующих печатных органов. С этого момента средства на
развитие науки стали ежегодно увеличиваться более чем на 30 %.
При крайней скудости материальных ресурсов в 1920-х гг.
наблюдался организационный бум в создании вузов и научных учре-
ждений. Новые научные учреждения возникали беспрецедентно
быстро и в рамках Комиссии по естественным производительным си-
лам в составе Академии наук, при наркоматах и ведомствах.
В 1921 г. началось восстановление международных научных кон-
тактов. Первым официальным выступлением ученых советской Рос-
сии за границей был доклад Н.И. Вавилова и А.А. Ячевского на меж-
дународном конгрессе по борьбе с болезнями хлебных злаков в 1921 г.
в США. Развертывались совместные научные исследования. Отече-
ственные ученые участвовали в международных конференциях, загра-
ничных научных экспедициях. На торжества по случаю 200-летнего
юбилея Российской академии наук приехали более 130 ученых из
25 стран. Все это позволяло отечественным ученым быть в курсе но-
вейших достижений и тенденций мировой науки.
В середине 1920-х гг. началась смена поколений в научном со-
обществе. Появление молодежи, охваченной идеями преобразования
мира, поддержка науки властью и творческая свобода породили, по
словам В.И. Вернадского, «взрыв научного творчества». Выдвига-
лось много новых идей и концепций, легко пересекались дисципли-
нарные границы. Научную молодежь вдохновляли свежий ветер ре-
волюции, пафос свободы творчества, неограниченный выбор путей
построения всего нового.
Совместная работа ученых и партийно-государственного руко-
водства принесла в 1920-е гг. весомые плоды в области как фундамен-
тальной науки, так и прикладных разработок.
Со второй половины 1920-х гг. курс на техническую модерниза-
цию народного хозяйства вызвал радикальную переориентацию
науки. Направления, объемы и интенсивность научной работы стали
определяться потребностями, масштабами и темпами развернувшего-
ся социалистического строительства. Наука становилась частью об-
щего плана развития народного хозяйства и сама строилась на плано-
вой основе.
Наряду с этим партийно-государственное руководство создавало
максимально благоприятные условия для развития науки и высшей
технической школы.
В качестве первостепенной задачи называлось «разрешение про-
блем равномерного распределения в стране промышленности и
наиболее рациональное использование ее хозяйственных сил».
Приоритетное развитие направлений, которые могли дать быст-
рый экономический результат, стало первой особенностью развития
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook