К вопросу об особенностях университетского образования эпохи постмодерна - page 1

1
УДК 629.7: 629.7.08: 629.7.082:629.7.085
К вопросу об особенностях университетского
образования эпохи постмодерна
© Л.П. Довженко
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены основные этапы развития европейского университета, выявлена
обусловленность его основных черт господствующим типом научной рациональ-
ности — классической, неклассической и постнеклассической, а его трансформа-
ции связываются со сменой научных парадигм. Дана характеристика эпохи пост-
модерна, особенностей свойственного ей типа научной рациональности и форми-
рующейся модели современного университета.
Ключевые слова:
тип научной рациональности, постмодерн, идентичность, кри-
зис идентичности, междисциплинарность, непрерывное образование.
Образование как социальный институт существует в органиче-
ской связи с экономической, социальной, политической и духовной
сферами жизни общества, отражает их состояние, потребности и
проблемы. Чем радикальнее происходящие в этих сферах изменения,
тем существеннее их воздействие на образование, в том числе уни-
верситетское. Сущностный характер, колоссальные темпы трансфор-
маций социальной реальности конца ХХ — начала ХХI века застав-
ляют говорить о становлении новой эпохи — постмодерна с ее не-
стабильностью, неопределенностью, хаотичностью, безвекторностью
изменений и непредсказуемостью будущего. В условиях современ-
ной России эти особенности с очевидностью обнаруживаются в сни-
жении уровня организации экономической, социальной, политиче-
ской жизни, неэффективности основных социальных институтов, де-
градации системы образования, росте в обществе состояний от-
чужденности и индивидуализированности.
Учитывая влияние всех элементов системы общественных взаи-
мосвязей на состояние образования, подчеркнем, что существует
определенная зависимость его содержания и форм от уровня научно-
технического развития и утвердившегося в данный исторический пе-
риод типа научной рациональности. Так, одна из принятых в настоя-
щее время классификаций типов научной рациональности и, соответ-
ственно, моделей образования рассматривает классический, неклас-
сический и постнеклассический университет.
Классическая рациональность и университетская образовательная
практика базировались на основных идеях классической картины ми-
ра, ориентировались на объективность и абсолютную истинность
1 2,3,4,5,6,7,8,9
Powered by FlippingBook