К вопросу об особенностях университетского образования эпохи постмодерна - page 3

К вопросу об особенностях университетского образования эпохи постмодерна
3
видения смысловых коннотаций истины и потребность в утверждении
герменевтической парадигмы образования [7, с. 22].
Одной из особенностей современного научного знания является
то, что объектом его изучения все чаще становятся не отдельные явле-
ния, а их взаимосвязь, взаимодействие, в силу чего само исследование
по необходимости приобретает междисциплинарный характер. Ком-
муникативные зоны науки превращают последнюю в сплетение и пе-
реплетение научных дисциплин, определяя коммуникативную онтоло-
гию современной науки [2]. Это обстоятельство диктует необходи-
мость переориентации современного университета на принципиально
новую дидактику, на переход от предметного к межпредметному пре-
подаванию, утверждению междисциплинарности в качестве базового
методологического принципа, ибо «в конечном итоге именно комму-
никативные формы научной и академической аргументации собирают
воедино все разнообразные функции университетского учебного про-
цесса» [10, с. 9–17]. Развитие межпредметных связей, интеграция зна-
ния, укрупнение знаниевых единиц, увеличение их гносеологической
емкости и объяснительного потенциала [9, с. 11–15] позволяют орга-
низовать содержание образования вокруг наиболее значимых науч-
ных, технических и социальных проблем, вооружить выпускника
университета способностью к их комплексному решению. Междис-
циплинарность помогает наладить диалог представителей знаний
разного профиля, адекватно соотносить понятийные дискурсы и со-
четать методы различных наук в решении научных и технических
проблем, наладить эффективную коммуникацию и сотрудничество на
основе принципов неэкспансивности, синхронности, взаимопомо-
щи [7, с. 10]. Такой подход ориентирован на формирование у студен-
тов широты взглядов, нестандартности мысли, способности решать
проблемы, возникающие на стыке различных областей теории и
практики, умения связывать данные фундаментальных исследований,
технологии и возможности производства, оценивать эффективность и
перспективность того или иного новшества, организовывать его
практическое воплощение. Междисциплинарность как методологи-
ческий принцип призвана сформировать у будущего специалиста
способность искать решение профессиональной задачи на более ши-
роком информационном поле, осмысливать ее в межпредметном
проблемном контексте с пониманием путей и последствий реализа-
ции замысла. Повышению эффективности работы университетского
преподавательского корпуса в указанном направлении, безусловно,
способствовало бы и осуществление трансдисциплинарного единства
естественнонаучного, социогуманитарного и профессионально про-
филирующего блоков учебных дисциплин.
Грамотная реализация в университетском образовании принци-
пов междисциплинарности и трансдисциплинарности значительно по-
1,2 4,5,6,7,8,9
Powered by FlippingBook