Особенности организации НИОКР студентов в лаборатории "Ионные технологии и покрытия" кафедры "Электронные технологии в машиностроении" - page 8

А.И. Беликов
8
тов, уважительно к ним относятся. Поэтому при формировании ис-
следовательских (рабочих) групп, занимающихся решением одной
общей задачи в лаборатории, целесообразно составлять их из студен-
тов разных курсов.
Можно отметить следующие факторы, способствующие разви-
тию и формированию личности в составе разновозрастной группы,
включающей студентов старших курсов и аспирантов.
Наличие цепочки передачи опыта от старших к младшим, в том
числе и за счет неформального общения, использования ими комму-
никативных средств своего поколения.
Ставка на авторитет старших для обеспечения воспитательного
процесса и построения системы нравственно-ценностных ориентиров
для всех участников группы лаборатории.
Вовлеченность старших в процесс сопровождения, воспитания
младших при решении общих задач, что обеспечивает развитие у
старших родительских качеств, организаторских способностей, от-
ветственности, способствует взрослению.
Передача общей нравственно-культурной атмосферы и атмосфе-
ры творчества новым членам коллектива.
Курирование старшими младших по вопросам бытового характе-
ра, жизнеустройства.
Кроме того, следует отметить еще один важный аспект. В усло-
виях обучения студент находится в системе горизонтальной социаль-
ной связи, проходя обучение и общаясь в основном со сверстниками
группы или курса. Выстраивание вертикальной социальной связи
студента в разновозрастном коллективе лаборатории за счет комму-
никации со старшими товарищами способствует более быстрой адап-
тации выпускников в рабочих коллективах предприятий.
Конечно, создание такой системы — задача не из простых. Мно-
гое здесь зависит от исходных данных — личностных качеств тех,
кто изначально вовлечен в коллектив. На этом этапе роль руководи-
теля лаборатории особенно важна. Однако в результате выстроенная
система становится мощным фактором, дополняющим работу науч-
ного руководителя, повышающим ее эффективность. Кроме того, ла-
боратории и научные группы — то место, где приобретается и вос-
полняется опыт коллективной работы, поскольку процесс обучения в
своей основе построен на преобладании индивидуальной работы,
личном достижении цели каждым студентом.
Обеспечение индивидуальной работы студента в лаборатории.
Планомерное развитие потенциала студента в условиях дисциплины
«Инженерный практикум» обеспечивается при формировании индиви-
дуального семестрового задания, выдаваемого руководителем, с учетом
полученного на предыдущих этапах работы научно-технического задела
и повышения уровня компетентности студента. Однако, особенно на
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12,13,14,15
Powered by FlippingBook