Особенности организации НИОКР студентов в лаборатории "Ионные технологии и покрытия" кафедры "Электронные технологии в машиностроении" - page 4

А.И. Беликов
4
семестре, вплоть до преддипломной практики. Данная дисциплина
существует в структуре кафедрального учебного плана уже более
четверти века и является базой для применения студентами знаний,
полученных в рамках теоретических курсов, в том числе и по кафед-
ральным предметам, при решении практических инженерных задач.
Фактически дисциплина «Инженерный практикум» стала основой для
организации массовой НИОКР студентов кафедры на профильных
предприятиях и в лабораториях кафедры. Следует отметить, что именно
наличие инженерного практикума способствовало активному развитию
кафедральных лабораторий по научным направлениям во времена спада
промышленности, в условиях снижения возможностей предприятий по
привлечению к работе на регулярной основе студентов и возникшей в
связи с этим необходимостью переноса научной работы студентов в ла-
боратории кафедры. В то время студенты принимали активное участие
в практических работах по разработке, запуску и модернизации обору-
дования и стендов для лабораторий кафедры, решая при этом практиче-
ские инженерные задачи.
Основная цель дисциплины «Инженерный практикум» (ИП) — раз-
витие навыков самостоятельной работы студентов по выбранному науч-
но-техническому направлению, вовлечение на постоянной основе в прак-
тический инженерный процесс (в лабораторных и производственных
условиях), раскрытие индивидуальных склонностей и способностей по-
средством решения актуальных научных и производственных задач.
В 7-м семестре, с началом инженерного практикума, студентам
предоставляется возможность выбрать научно-техническое направ-
ление кафедры и научного руководителя. Кроме того, для выявления
индивидуальных особенностей студента, его личных качеств и
склонностей к тому или иному виду деятельности руководитель сов-
местно со студентом обсуждает его возможное участие в работах и
проектах лаборатории. Для этих целей в лаборатории реализуются
работы, при выполнении которых требуется решение разноплановых
задач: технологических, конструкторских, исследовательских, предо-
ставляющих возможность развивать различные навыки студентов на
основе углубленной проработки вопросов, связанных с изучением
физики процессов, разработкой технологии, конструированием, про-
граммированием и т. п.
Семестровое учебное задание по дисциплине «Инженерный прак-
тикум» выдается студенту научным руководителем в начале каждо-
го семестра, оно содержит обязательную и произвольную части
(рис. 2). В каждом семестре обязательная часть однотипна для всех
студентов и связана с закреплением и использованием в практиче-
ской работе материала одной из специальных дисциплин, читаемых
на кафедре (например, «Основы научных исследований», «Инфор-
мационное обеспечение разработок и исследований», «Основы изо-
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,...15
Powered by FlippingBook