Формы автономного обучения в техническом вузе в группах ESP (английский для специальных целей) - page 4

Т.Д. Маргарян
4
методы преподавания рассматривают самостоятельную работу как
важный фактор эффективного овладения иностранным языком.
В свое время выдающийся русский ученый и педагог П.Ф. Каптерев
писал, что «то, что обыкновенно называется образованием/обу-
чением, при глубоком взгляде на дело оказывается преимущественно
самообразованием/самообучением. Образование/обучение является
вспомогательным, а самообразование/самообучение — господству-
ющим явлением» [1]. Студент учится тогда, когда он активно думает
о том, что он учит. Однако прежде чем он сможет активно думать, он
должен захотеть это делать, и тогда студент превращается из объекта
обучения в субъект деятельности, становится инициатором учения,
управляет этим процессом. И здесь важно, чтобы студент владел ме-
тодикой самообучения, т. е. развитие автономного обучения студен-
тов является образовательной задачей, требующей целенаправленной
работы по основным компонентам технологической стороны учебной
деятельности, развитию учебной компетенции, личностных характе-
ристик.
Роль преподавателя при этом также существенно меняется. Он
сталкивается с необходимостью переосмысления личного педагогиче-
ского опыта и собственной педагогической системы; преодолевает пе-
дагогические стереотипы и дидактические штампы, налагает на себя
новые обязательства. Преподаватель делает открытым и доступным
для студентов содержание учебных программ, формы и содержание
самоконтроля (см. «Европейские уровни — сетка самооценки» [14]);
обеспечивает различные источники информации с учетом актуальных
потребностей и уровней владения студентами языком. Преподаватель
выделяет то, что должен знать каждый (уровень А1), и то, что должен
знать тот, кто хочет освоить предмет более глубоко (уровни В1 — С2),
признавая тем самым права обучающихся в рамках образовательной
системы, предоставляя им определенную степень свободы в обучении
и возможность реализации личностных потребностей. Преподаватель
инициирует деятельность обучающихся, он превращается из трансля-
тора знаний, контролирующей и оценивающей инстанции в консуль-
танта, помощника, партнера в учебной деятельности студента. Основ-
ными задачами преподавателя на занятии являются мотивационная,
поддерживающая функции рефлексивного анализа, психологической
поддержки, консультационная и коррекционная помощь на основе мо-
ниторинга учебной деятельности студента.
Центральным средством управления автономной деятельностью
студентов является задание, так как «задание уже само по себе являет-
ся регулятором деятельности», по мнению многих специалистов [6],
поэтому преподаватель должен точно формулировать задания и при
этом учитывать уровень знаний и умений студентов. Четкая и гра-
мотная формулировка, некоторая модификация, обусловленная ин-
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook