Пути совершенствования среднего профессионального образования в Российской Федерации - page 5

Пути совершенствования среднего профессионального образования в РФ
5
Послевоенное реформирование системы профтехобразования
проводилось с учетом новых задач — поэтапного восстановления
народного хозяйства, увеличения объема выпуска промышленной
продукции втрое по сравнению с довоенным уровнем. Для их реше-
ния необходимо было подготовить свыше 4,5 млн молодых рабочих в
системе профтехобразования. Благодаря отлаженной системе про-
фессионального образования, накопленному опыту работы на заво-
дах и фабриках с высокой степенью интенсивности труда, удалось за
короткий отрезок времени по существу заново восстановить эконо-
мику страны в европейской части СССР.
Восстановительный период сопровождался совершенствованием
сферы образования, прежде всего профессионального. Так, в 1958 г.
на смену военной системе Государственных трудовых резервов при-
шла более демократичная система профессионального образования, в
которой приоритетными стали учебные заведения нового типа —
профессионально-технические училища
(ПТУ). При этом все учебные
заведения были разделены на отраслевые группы, в соответствии с
которыми готовили рабочих основных профессий для металлургии,
строительства, химической промышленности и т. п. Благодаря такой
специализации стало возможным повысить качество подготовки ра-
бочих определенных отраслей экономики, создать условия на произ-
водстве для реализации их профессионального мастерства, которое
выражалось в присвоении более высоких тарификационных разрядов
в соответствии с применяемыми тарифно-квалификационными спра-
вочниками и тарифными сетками.
Таким образом, в советское время на базе укрепления системы
профессионального образования был полностью ликвидирован де-
фицит рабочих кадров для промышленности. Подготовка кадров бы-
ла приближена к условиям производства, а ориентир на получение
конкретной востребованной экономикой рабочей профессии позво-
лил создать устойчивую экономическую основу развития советской
индустрии.
В 1980-е годы и в годы перестройки развитие системы профес-
сионального образования шло без опоры на выверенные концепту-
альные идеи, спонтанно и бессистемно. Тогда принимались отдель-
ные постановления, суть которых сводилась к переименованиям ин-
ститутов, передаче управления системой из одних ведомств в
другие. Проводились отдельные эксперименты: например, в г. Уль-
яновске (ПТУ № 15) была начата подготовка рабочих повышенного
уровня квалификации с расчетом расширения ее на другие училища
для удовлетворения потребности в рабочих, умеющих обслуживать
станки с ЧПУ. Кроме того, появились новые для этого времени
профессиональные учебные заведения — лицеи, функционирующие
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook