Пути совершенствования среднего профессионального образования в Российской Федерации - page 4

Т.В. Рысина, В.А. Рогозина
4
транспорта. Они просуществовали с 1920 по 1940 г., подготовив в
своих стенах свыше 2,5 млн квалифицированных рабочих кадров.
Многие выдающиеся и известные ученые, изобретатели, руководите-
ли крупнейших производств, научно-исследовательских институтов
прошли первоначальное обучение в школах ФЗУ и профессиональ-
ных училищах.
В 1940 г. была создана система Государственных резервов СССР,
куда были переданы и школы ФЗУ, реорганизованные в ремесленные
училища. А школы ФЗУ, в свою очередь, были преобразованы в
школы
фабрично-заводского обучения
(ФЗО).
Принятые в 1940 г. постановления Совнаркома «О создании
Главного управления трудовых резервов при СНК СССР» и «О при-
зыве городской и сельской молодежи в ремесленные училища и же-
лезнодорожные училища и школы ФЗО» положили начало созданию
единой централизованной системы государственных трудовых резер-
вов. Это было актом не только народнохозяйственного, но и оборон-
ного значения. Из бюджета на укрепление материально-технической
базы системы трудовых резервов было выделено 5 млрд руб., пред-
приятия направили 23 тыс. металлорежущих станков, что позволило
подготовить замечательных рабочих-станочников, о которых впо-
следствии слагались песни, сочинялись стихи и снимались незабыва-
емые военные и послевоенные отечественные фильмы.
О популярности, доступности профобучения и интересе к нему
молодежи говорит тот факт, что в профессиональные училища в пер-
вый набор было подано 1 млн заявлений на 600 тыс. мест.
Преимущества централизованной системы подготовки рабочих
кадров проявились уже в первые дни войны: оперативно удалось эва-
куировать в восточные районы страны 344 училища, 219 школ ФЗО и
сотни тысяч учащихся.
При организации обучения учитывались особенности организа-
ции военной промышленности, в частности, получила распростра-
нение такая форма организации производства и труда, как деление
технологических процессов. При этом виде обучения предполага-
лось перемещение обучаемых по технологической цепочке. Это
ускоряло процесс усвоения производственных навыков, способ-
ствовало росту производительности труда в цехах, на производ-
ственных участках, в мастерских. За годы войны в учебных мастер-
ских было изготовлено 20 млн штук деталей боевого вооружения,
отремонтировано 11 тыс. паровозов, 100 тыс. вагонов, 5 тыс. тракто-
ров и комбайнов; 209 ремонтных бригад из числа выпускников
профшкол были направлены в МТС и колхозы, 20 тыс. учащихся
приняли участие в строительстве и монтаже электростанций и пред-
приятий металлургии Донбасса.
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook