Гуманитарный компонент инженерного образования - page 6

6
Не оправдывает себя попытка ряда технических вузов ввести в цикл
обучения как можно больше дисциплин гуманитарного направления.
Студенты получают отрывочные, мозаичные, просветительские пред-
ставления по курсу каждой из них, а не цельное научно-теоретическое
знание, интегрированное в систему технического образования. Это
снижает не только интерес к предмету, но и наносит серьезный со-
циальный вред подготовке специалистов. Любая учебная дисциплина
максимально востребована и социально полезна, если она изучается
фундаментально. Только так формируется цельное, объективное миро-
воззрение специалиста в любой области, в том числе и в инженерно-
технической сфере.
Научное мировоззрение инженера, как система обобщенных взгля-
дов на действительность и представлений о ней, определяет и практи-
ческое отношение инженера к миру, способам его изменения, исполь-
зованию материальных (предметы труда, инструменты, технологии,
приборы) и идеальных (инженерная лексика, категории логики, специ-
альные понятия, данные точных наук) факторов для преобразования
объективной реальности.
Гуманитарная составляющая мировоззрения включает фило-
софско-социологические, исторические, политологические взгляды
и представления, которые позволяют будущему инженеру осознать
свою социальную природу, свое место и предназначение в обществе.
Эти взгляды ориентированы на раскрытие природы человека как соци-
ального существа. Именно гуманитарная составляющая дает ответы на
следующие вопросы: что представляет собой человеческое общество,
как оно устроено и как функционирует, какие противоречия возника-
ют в обществе и каковы пути их разрешения, какие социальные силы
стоят за конкретным видом интересов, как соотносятся между собой
различные виды человеческой деятельности, место и роль инженерной
практики в истории человечества.
Гуманные цели и назначение инженерного труда, нравственное со-
держание технического творчества представляют возможность каж-
дой личности обрести смысл жизни, посвятив ее научно-технической
деятельности. Смысл жизни инженера видится в высокой граждан-
ственности, в единстве нравственного, интеллектуального и професси-
онального совершенствования, в максимальной реализации своей лич-
ностной индивидуальности, способностей и творческих возможностей
в интересах общества, в обеспечении процветания своей страны.
Преподавание традиционных социогуманитарных дисциплин в тех-
ническом вузе должно быть наполнено философскими проблемами
техники, таковыми как: техника и мораль, техника и эстетика, техника
В.С. Пусько
1,2,3,4,5 7,8
Powered by FlippingBook