Гуманитарный компонент инженерного образования - page 4

4
Агрессивное господство чисто технического разума может приве-
сти к всеобщей катастрофе. Относительно недавно, в начальный пери-
од конструирования искусственного интеллекта, его создатели заявля-
ли, что естественный человеческий разум может быть воспроизведен
искусственно, и наступит этап эволюционного снятия человеческого
интеллекта [2]. Наиболее радикальные представители концепции ис-
кусственного интеллекта активно перешли к критике гуманизма как
мировоззрения и как практики. Правда, очень скоро «пионеры модер-
на» и защитники сциентизма, третирующие нестрогую гуманитаристи-
ку, сами попали в разряд маргиналов и архаистов. Очевидно, им стали
известны предпосылки развития философии гуманитарных наук как
осознание различных детерминант научно-технического прогресса.
Наиболее объективно это выразил Н.А. Бердяев. Анализируя цивили-
зационные изменения, приход индустриального общества, он считал,
что последствием такого развития общества может быть истребление
духовности.
Совершенно очевидно, что соотношение техногенных и гумани-
стических тенденций в развитии современного общества — проблема
крайне актуальная и острая. Отношение естественного и искусственно-
го стало фундаментальным вопросом выживания человечества, своего
рода основным вопросом философии. К сожалению, гуманитарное об-
разование зачастую начинает рассматриваться не как фундаменталь-
ное, требующее глубокого изучения законов общественной жизни,
а как нечто поверхностное и легкодостижимое.
В этих условиях серьезным барьером недопустимости развития
антигуманных технократических тенденций может и должна стать
реформированная система образования с доминированием в ней цен-
ностей гуманитарного знания, философского анализа и осмысления
инженерной деятельности, так называемой общей теории инжене-
рии. Выработка логико-методологических оснований техниковед-
ческих дисциплин, выявление законов и закономерностей развития
и функционирования инженерной деятельности, ее социокультурной
детерминации, онтологических регулятивов и гносеологических им-
перативов, анализ логики развития и смены различных концепций
инженерной деятельности, стилей инженерного мышления, техниче-
ских идей и инженерных замыслов в общем социальном контексте
и является функцией гуманитарного знания. Для решения сложных
задач современности недостаточно потенциала узких профессиона-
лов с технической подготовкой, обществу нужны люди с широкой
культурой и мышлением. Эти проблемы давно осознаны руковод-
ством высшего образования ряда развитых зарубежных государств,
В.С. Пусько
1,2,3 5,6,7,8
Powered by FlippingBook