Философия постмодернизма: опыт популярного изложения - page 7

7
Постмодернизм и информационные технологии.
Наиболее эф-
фектным воплощением постмодернизма на практике стало величай-
шее изобретение конца ХХ века — компьютер. А явление Интернета
в 90-е годы ХХ века стало настолько яркой и очевидной реализацией
идей постмодернистской философии, что, по мнению многих исследо-
вателей, из всех современных философских концепций именно постмо-
дернизм является самым подходящим мировоззрением для информаци-
онного общества. Достаточно простого перечисления (причем далеко
не полного!): ризома (Ж. Делёз), интертекстуальность (Ю. Кристева),
«смерть автора» (Р. Барт), симулякр (Ж. Бодрийяр) — неотъемлемые
черты виртуальной реальности Интернета. Киберпространство сети
с его разветвленной и многоканальной структурой, отсутствием цен-
тра и фиксированных, неизменных маршрутов формирует у человека
именно постмодернистское мироощущение с его номадизмом, децен-
трацией, фрагментарностью — со всеми свойствами «блип-культуры»
(О. Тоффлер), дискретный характер которой напрямую связан со спец-
ификой телекоммуникационных электронных технологий. Но, когда
справедливо отмечается, что появление и распространение постмо-
дернизма тесно связано с процессом информатизации общества и его
культуры, обычно не указывается, что постмодернизм сложился ДО,
а не ПОСЛЕ появления в повседневной жизни компьютера и Интерне-
та. В случае с Интернетом мы имеем пример прямого и непосредствен-
ного действия предсказательной функции философии. Постмодернизм
в ХХ веке развивался в 60–70 гг. независимо от почти параллельно ве-
дущихся (под эгидой Министерства обороны США) технологических
разработок проектов связи информационных ресурсов между собой:
долгое время известные лишь профессионалам, эти разработки и легли
впоследствии в основу «Всемирной Паутины» Интернета.
По сути, появление Интернета равнозначно изобретению письмен-
ности, книгопечатания, телевидения. Все эти великие революции ра-
дикально изменяли характер человеческих коммуникаций, создавали
новые способы добывания, хранения и передачи информации. И вся-
кий раз появление новых «информационных технологий» воспри-
нималось как разрыв с подлинным, ценным, духовным: люди опаса-
лись отрицательных последствий их проникновения в человеческую
жизнь. Информационные революции с неизбежностью трансформи-
ровали культуру общества, создавая невиданные ранее возможности
для ее развития, переводя человеческую цивилизацию на новый, бо-
лее сложный уровень существования. Но осмысление положитель-
ных и отрицательных сторон этих трансформаций происходило уже
post factum. В случае с Интернетом впервые в мировой истории такое
Философия постмодернизма: опыт популярного изложения
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12,13
Powered by FlippingBook