Философия постмодернизма: опыт популярного изложения - page 6

6
Пространство гипертекста не нуждается, по мнению постмодер-
нистов, ни в каком иерархическом упорядочивании. Отталкиваясь
от философии структурализма с популярной в ней метафорой дерева
(с основным стволом и отходящими от него ветками), «постструкту-
ралисты» Ж. Делёз и Ф. Гваттари предложили принципиально иную
метафору — РИЗОМУ: это термин из ботаники, означающий корне-
вую систему, в которой, как в грибнице, нет главного корня. Побеги
здесь хаотически переплетаются и разрастаются в разные стороны, не-
предсказуемые в своем развитии. Так и человеческая мысль «путеше-
ствует», пробиваясь в самых неожиданных местах, вне всякого центра,
всякой симметрии и всякого порядка, обеспечивая многообразие, гиб-
кость, живучесть и изменчивость жизни в культуре.
В этом бесконечном мире знаков и символов люди провозглашают-
ся подлинными хозяевами. Желания и потребности человека удовлет-
воряются всё более широко и разнообразно: современное «общество
массового потребления» предлагает практически неограниченный ас-
сортимент товаров, среди которых — не только материальные объек-
ты, но и духовные продукты любого содержания и качества (примером
чего может служить любой из популярных ныне огромных шоппинг-
центров). Главное — осознавать, что сами эти потребности во многом
являются, так сказать, «добровольно-принудительными»: реклама
и прочие виды «соблазна» (Ж. Бодрийяр) руководят поведением и вы-
бором человека даже эффективнее, чем репрессивное насилие преж-
них времен (и от этой ловушки постмодернизм предостерегает!).
Еще одним следствием обрушения «культурной вертикали», урав-
нения «высокого» и «низкого» становится разрастание именно «низко-
го» — усиление «горизонтальной» культуры, не требующей от челове-
ка никакого интеллектуального, душевного и духовного напряжения.
Разнообразный ассортимент материального и духовного мира потре-
бляется массами «новых варваров» без разбора и различий (а ведь тот
же Ж.-Ф. Лиотар считал главным тезисом постмодернизма именно
необходимость «оттачивать нашу чувствительность к различиям»!) —
и обслуживает в основном первичные инстинкты человека (размноже-
ния, насилия, желания релаксации после рабочего дня и т. п.). Более
«продвинутые» люди, пытаясь заполнить пустоту, обнажившуюся с кру-
шением идолов и идеалов, ощущая дискомфорт от осознания открыв-
шейся бессмысленности жизни, усваивают экспериментальное, игровое
отношение к ней. Они становятся бездумно плывущими в потоке пере-
мен людьми «в движении» (характерное название российского фильма
начала ХХI века), слепо следующими за любой интеллектуальной и про-
чей модой и с легкостью меняющими ее на очередную «новизну».
М.М. Догужиева
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12,13
Powered by FlippingBook