Жанрово-функциональная типология и конструктивно-языковые особенности устной научно-профессиональной коммуникации - page 5

Жанрово-функциональная типология и конструктивно-языковые особенности
5
письменных и экспрессивно-разговорных элементов будет различ-
ным в ситуациях доклада, предназначенного специалистам, или в си-
туации учебной лекции для студентов, или в остром полемическом
выступлении, адресованном широкой аудитории в ситуации научной
дискуссии.
Резюмируя сказанное, отметим, что устная форма профессио-
нально-научной коммуникации сближает УНР с разговорной речью,
а содержательный фактор — с соответствующими книжными пись-
менными научными текстами. Обращенность к конкретной аудито-
рии и значимость тематики роднит УНР с устной публичной речью,
определяя отбор, модификацию и организацию языковых средств,
строение и композицию текста.
Как известно, в современном русском литературном языке упо-
требляются три основных типа языковых средств: книжно-пись-
менные, общелитературные, устно-разговорные. Книжно-письмен-
ные средства, свойственные книжным стилям литературного языка,
противопоставлены устно-разговорным, свойственным разговорной и
устной профессиональной речи. Наиболее яркие устно-разговорные
средства в УНР обычно не употребляются, однако в ней присутству-
ют те языковые особенности, которые обязаны своим возникнове-
нием устной форме речи.
Для того чтобы определить, чем отличается устный научный
текст от «исходного» письменного, достаточно сравнить два вариан-
та языкового оформления некоторой научной информации, представ-
ленной докладчиком (лектором) в устном изложении и тем же авто-
ром — но в письменной форме.
Устный научный текст
(отрывок из лекции — микротекст «манифестация проблемы»)
Что же такое вид? / Это проблема / очень крупная // Это проблема /
которая относится к философским проблемам науки/ ботаники и зоо-
логии // Это проблема / которая всегда интересовала и социологов / ну
и / конечно философов // Но если б вы спросили сегодня любого ученого
/ что есть вид / он не мог бы ответить на этот вопрос исчерпывающе
// Или по крайней мере так ясно / чтобы вы поняли что же такое вид //
Ну / я на этот вопрос постараюсь вам ответить двояко // В силу
сложившихся современных представлений / о виде // Но прежде / я хо-
тел бы обратить внимание на одно обстоятельство // Мы уже с вами
отлично знаем / что классификация и растений / и животных / и мик-
роорганизмов / происходит с помощью единиц измерения / имя кото-
рых / таксоны // Ну / таксонов много // Cамый краеугольный / основной
таксон / главная единица измерения органической природы / это вид //
Сходные виды / объединяются в роды / в семейства / в порядки / и так
далее // Почему же речь идет только о виде? // Почему не идет речь
о внутривидовых таксонах / подвид / разновидность / и так далее? //
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook