Жанрово-функциональная типология и конструктивно-языковые особенности устной научно-профессиональной коммуникации - page 10

Т.П. Скорикова
10
Собственно коммуникативные интен-
ции (тактические и интенции контакта)
Коммуникативно-смысловые
интенции
ссылка,
уточнение,
подчеркивание информации, заклю-
чение и др.
При описании ситуаций учебно-профессионального общения,
речь в которых осуществляется преимущественно в диалогической
форме, рассматриваются в первую очередь собственно коммуника-
тивные интенции, что позволяет показать специфику диалогического
общения. Диалогические интенции обычно представляют собой од-
нофразовое высказывание. Микротекст в них появляется тогда, когда
диалогическая реплика расширяется вплоть до возникновения моно-
лога в диалоге.
Монологические интенции обычно имеют более пространное ре-
чевое воплощение — от микротекста, выраженного одной фразой,
который в этом случае совпадает с высказыванием, до информатив-
но-композиционного блока, состоящего из нескольких микротекстов.
Информативно-композиционные блоки бывают как закрепленные
специально за отдельным жанром, так и общие для разных жанров.
В заключение подчеркнем, что несмотря на то, что студент
участвует в научно-профессиональном общении, для которого харак-
терны жанры конференции, научного семинара и дискуссии, значи-
тельно реже, чем в учебно-профессиональном, учет данных ситуаций
в обучении УНР представляется чрезвычайно важным, поскольку они
не только отвечают потребностям текущего момента (научить сту-
дента сделать сообщение или доклад на студенческой конференции),
но и имеют перспективную нацеленность подготовить данного сту-
дента — будущего аспиранта, стажера, специалиста, ученого к сво-
бодному владению риторическими приемами монологической и диа-
логической УНР.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Интернет-коммуникация как новая речевая формация
. Колл. Монография.
Колокольцева Т.Н., Лутовинова О.В., науч. ред. Москва, Флинта, Наука,
2012, 328 с.
[2]
Хромов С.С. Русский язык как неродной в информационном образователь-
ном пространстве современной России.
Филологи и культура
, 2012.
№ 2(28), с. 149−152.
[3]
Шерстяных И.В.
Теория речевых жанров, лекционно-практический курс
для магистрантов
. Москва, Флинта, Наука, 2013, 546 с.
Таблица 2 (окончание)
1,2,3,4,5,6,7,8,9 11
Powered by FlippingBook