Previous Page  5 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 12 Next Page
Page Background

НБИК-технологии как вызов образованию

Гуманитарный вестник

# 1·2018 5

О том же говорят и пишут зарубежные ученые и практики. В

частности, Киики Мокидзуки, бывший президент японской сталели-

тейной компании, ныне возглавляющий исследовательский институт

Pacific в Нью-Йорке, акцентирует внимание на том, что в эпоху ком-

пьютеризированных заводов и станков с программным управлением

математика приобрела первостепенное значение для производствен-

ного процесса. «Что же касается “мастерства”, то это слово уже не

годится, так как подразумевает умение делать что-либо своими рука-

ми: например, выжигать по дереву или работать молотком. Сего-

дняшнее “мастерство” больше связано с работой головы, а не рук» [8,

с. 79]. Общепризнанным становится суждение о том, что нарастает

конфликт между традиционной парадигмой инженерного образова-

ния (

teacher Acentered

) и альтернативной (

learner Acentered

) [9], что

требует перехода к новой модели инженерного образования. Однако

ясности и единодушия по поводу конкретной конфигурации такой

модели еще нет. Сложность в ее выработке предопределена систем-

ным характером собственно инженерной деятельности, ее диверси-

фикацией и принципиальным разнообразием, с одной стороны, и

многомерностью критериев ее оценки — с другой. Кроме традици-

онных критериев функциональности и экономических расчетов, се-

годня не обойтись без учета степени эргономичности, требований

экологии, а также этических и эстетических параметров.

Революционный характер НБИК-технологий, отвергающий тра-

диционный стиль инженерного мышления, требует мышления иного

типа — инновационного. Во всем мире идет осмысление того набора

компетенций, которыми должен обладать современный инженер.

Вот, например, перечень компетенций, сформулированный амери-

канскими коллегами:

умение обучаться на протяжении всей жизни (

lifetime learning

skills

);

умение решать задачи (

problem solving

), мыслить критически

(

critical thinking

) и творчески (

creative thinking skills

);

навыки межличностного общения и работы в команде (

interper-

sonal and teamwork skills

);

коммуникативные умения (

communicative skills

);

навыки самооценки (

self-assessment skills

);

умение интегративно и глобально мыслить (

integrative and glo-

bal thinking skills

);

умение реагировать на происходящие перемены (

change ma-

nagement skills

) [10].

Как видим, в этих требованиях акцент сделан как раз на развитии

инновационного мышления. Но каким образом, посредством каких

образовательных технологий, через какие предметные области может