1 / 9 Next Page
Information
Show Menu
1 / 9 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 11·2017 1

УДК 378.4 DOI 10.18698/2306-8477-2017-11-485

Российское образование в международных рейтингах:

цель и средство

© А.А. Воинова

Государственный университет «Дубна», г. Дубна, 141982, Россия

В условиях формирования глобальной научной сети интернационализация высшего

образования становится одним из стратегических направлений развития государ-

ства. В статье рассмотрены основные тенденции, сформировавшиеся в мировых об-

разовательных рейтингах, и позиции российских университетов в них. Показано, что

интеграция научных наработок РАН и вузов — самая перспективная стратегия для

повышения позиций отечественных учебных заведений в мировых рейтингах.

Ключевые слова:

высшее образование,

проект «5-100», интернационализация

высшего образования, международные рейтинги, QS, THE, ARWU

В информационную эпоху современная наука преображается по-

средством интернет-коммуникаций: сохраняя свою самобытность,

национальные исследовательские ресурсы постепенно включаются в

единую англоязычную научную систему. Формируется глобальная

научная сеть: растет число научных публикаций с международным

соавторством в свободном интернет-доступе; все большее количе-

ство университетов и НИИ участвуют в международных совместных

исследовательских проектах и грантах; конкурентоспособность ве-

дущих университетов мира теперь определяется позицией в глобаль-

ных рейтингах. В этих условиях интернационализация высшего обра-

зования становится одним из стратегических направлений развития

государства и повышения его репутации на международной арене.

Позиции России в данном контексте пока кажутся не слишком

убедительными: уровень публикационной активности и рейтинги ци-

тирования в ведущих российских университетах очень низки по

сравнению с аналогичными показателями в зарубежных вузах, что, в

свою очередь, определяет слабую результативность в международ-

ных рейтингах.

В соответствии с федеральными законодательными актами [1–2],

нацеленными на повышение конкурентоспособности российских ву-

зов на мировом уровне, 15 отечественных университетов в рамках

проекта «5-100» активно включились в борьбу за достижение показа-

телей, заявленных в трех международных рейтингах: Quacquarelli

Symonds World University Rankings (QS), The Times Higher Education

World University Rankings (THE) и Academic Ranking of World Univer-