Previous Page  5 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 11 Next Page
Page Background

Коллективный интеллект как основа современной креативности

Гуманитарный вестник

# 9·2017 5

альной деятельности университетов путем устранения простран-

ственно-временных ограничений в поиске как рядовых сотрудников,

так и генераторов идей. Также прослеживается влияние на степени

проработки и оригинальности интеллектуальных продуктов: привле-

чение ресурсов других университетов для решения задач или сторон-

них специалистов значительно упростило поиск таких решений и

увеличило количество их вариантов.

Смартмоб («умная» толпа) является формой самоорганизую-

щейся роевой структуры. Изначально определение смартмоба дал

Г. Рейнгольд в работе [5]; согласно его мнению, появление «умных»

толп связано с массовым распространением коммуникационных

устройств, с помощью которых любой субъект может получить до-

ступ к сетям передачи информации. Ключевыми характеристиками

«умной» толпы являются:

отсутствие жесткой иерархической структуры и, соответ-

ственно, централизованного обмена информацией;

приоритет сетевой организации над пространственно-времен-

ной;

не подверженность хаотичности в отличие от обыкновенной

толпы;

отсутствие жесткой привязки к событию.

Децентрализованный информационный поток и свободное под-

ключение к системе позволяют смартмобам использовать тактику

пчелиного роя при решении какой-либо задачи. Таким путем обеспе-

чивается защита отдельных участников и в то же время эффективное

внутреннее управление данного типа КИ за счет быстрой передачи

информации и наличия общей цели в качестве объекта внимания, что

делает умную толпу нехаотичной.

Яркими примерами реализованных через системы связи действий

умных толп являются беспорядки в Кишиневе в 2009 г. и сту-

денческие протесты в Чили в 2006 г.

В Кишиневе ситуация складывалась следующим образом: в ре-

зультате парламентских выборов в Молдавии в 2009 г. победу одер-

жали коммунисты, что вызвало изначально демонстрации недо-

вольных ситуацией граждан и оппозиции, а позднее — массовые

беспорядки. Во многих европейских СМИ это событие получило

название «Революция Твиттера» — участники событий кооперирова-

лись с помощью социальных сетей и сервисов быстрой передачи со-

общений в Интернете, в частности, Твиттера [6], поэтому полиции

было трудно пресечь беспорядки. В итоге действия демонстрантов

привели к проведению новых выборов, результатом которых стало

формирование другого состава правительства — коммунисты поте-

ряли большинство голосов.