Профессиональный компьютерный дискурс как особая сфера общения специалистов - page 1

1
УДК 808.2:378
Профессиональный компьютерный дискурс
как особая сфера общения специалистов
© Е.А. Орлов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Предпринята попытка системного подхода к описанию категорий профессио-
нального компьютерного дискурса. Дискурсивные признаки текста (адресат-
ность, авторство, интертекстуальность) и языковые средства, их выражающие,
рассматриваются на материале жанра учебника по основам информатики — од-
ного из наиболее репрезентативных жанров, представляющих компьютерный
профессиональный дискурс.
Ключевые слова:
профессиональный компьютерный дискурс, адресатность, ав-
торство, интертекстуальность.
Профессиональный компьютерный дискурс представляет собой
сферу общения специалистов, обладающих достаточной суммой зна-
ний о компьютерных технологиях, и содержит описание алгоритмов
поведения, следование которым является условием успеха при их ис-
пользовании. Важно отметить, что эта сфера общения существенно
отличается от электронного дискурса, являющегося отдельной ком-
муникативной практикой, свойственной электронной медийной среде
и бесконечно меняющей свою конфигурацию.
Проблемы, связанные с определением специфических черт ком-
пьютерной коммуникации, рассматриваются в работах многих иссле-
дователей, в частности, Е.А. Галичкиной [1], Е.И. Горошко [2],
Л.Ю. Иванова [3], П.Е. Кондрашова [4], Е.Ю. Растопиной [5, 6],
Л.А. Шестак [7], D. Crystal [8, 9], S.T. Yates [10], D. Slater [11] и др.
Новые информационные технологии радикально изменили подход к
обучению в целом и иностранным языкам в частности. Как справед-
ливо отмечает С.С. Хромов, «произошло преобразование самого спо-
соба передачи <…> знаний, умений и навыков преподавателями.
Стремительное развитие телекоммуникационных технологий (ТТ) и
широкое их использование в преподавании иностранных и русского
языков не только расширило компетенции лингводидактики, но и
привело к образованию нового направления: электронной лингводи-
дактики (или компьютерной лингводидактики). <…> Электронная
лингводидактика преобразует стихийный процесс информатизации
1 2,3,4,5,6,7,8,9
Powered by FlippingBook