Previous Page  5 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 8 Next Page
Page Background

Обучение русскому языку как иностранному на подготовительном отделении…

Гуманитарный вестник

# 3·2017 5

группы следует учитывать уже три фактора: уровень владения язы-

ком, будущую кафедру и ступень образования (или направление).

В большинстве случаев адаптация учащихся замедляется и в свя-

зи со сменой группы (особенно это касается тех, кто приехал первы-

ми — в начале сентября). Учебный год в России начинается 1 сен-

тября, но часто фактическое время приезда изменяется и сдвигается

на один-два месяца. Студенты, приехавшие первыми, начинают за-

ниматься, но все имеют разный уровень владения русским языком.

По мере наполнения группы происходит ее деление на подгруппы.

Затем приезжают новые студенты, которых распределяют по всем

существующим группам в зависимости от их знаний. Первые студен-

ты не всегда остаются в своей группе, со временем некоторым из них

приходится переходить в другую, привыкать к новым преподавате-

лям и коллективу. Такие переходы осуществляются, к сожалению,

достаточно часто и не способствуют повышению эффективности

учебного процесса. По этой же причине многие учащиеся вынужде-

ны в короткие сроки осваивать базовые понятия, чтобы догнать свою

группу. В данном случае следует воспользоваться компьютерными

программами, которые находятся в свободном доступе в Интернете.

Одна из них — «Время говорить по-русски» [10].

Следующая проблема — объединение в одной группе разновоз-

растных студентов. Сегодня стали прибывать учащиеся, получившие

только школьное образование. Наряду с этим увеличилось и количе-

ство слушателей, желающих продолжить обучение по специальности,

но не владеющих на соответствующем уровне русским языком, —

будущих магистрантов и аспирантов. Колебания в возрасте наблюда-

ются от 18 до 55 лет. Безусловными лидерами в разновозрастных

группах становятся старшие студенты, постоянно перехватывающие

инициативу у младших. Поэтому идеальным, по мнению автора,

и комфортным для слушателей является объединение в одной группе

учащихся с небольшой разницей в возрасте.

Однако многие преподаватели-практики отмечают, что обучение

иностранному языку в разновозрастной группе является наиболее

естественным и повышает уровень коммуникативного иноязычного

общения.

Еще одной проблемой, возникающей при обучении иностранных

слушателей ПОДа, является значительное увеличение количества че-

ловек в группе. Если ранее в группах было 6–8 или 8–10 человек, то

последние два года среднее количество учащихся в группах ПОДа

составляет 14–16 (в среднем — 12) человек. Это вызывает недоволь-

ство студентов и тревогу преподавателей.

Наиболее эффективными методами работы в разновозрастных

и многочисленных группах являются диалоги, беседы, ролевые игры,