Previous Page  11 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 17 Next Page
Page Background

Наука в системе культуры

Гуманитарный вестник

# 1·2017 11

Но большинство ученых на первый вопрос отвечают положи-

тельно: даже если есть потенциальная опасность от использования

научных достижений, исследования надо продолжать. Думается, что

это верно. Истинное знание увеличивает власть человека над миром.

Недаром Ф. Бэкон провозгласил: «Знание — сила». Чтобы быть

сильным, человечество должно познавать мир и себя. Само знание —

это еще не добро и не зло; оно — предпосылка и добра, и зла. И что-

бы получить добро, сначала нужно иметь эту предпосылку добра —

истинное знание. Поэтому границы познания устанавливать нельзя,

это бы ослабляло человечество. Но познание, как отмечалось выше,

всегда связано с риском, несет в себе опасность, которую надо

нейтрализовать. Границы познания и запреты в научной деятельно-

сти устанавливать не нужно, наука должна быть свободной, но вме-

сте с тем необходимы общественный контроль над ее развитием

и гуманное применение научного знания.

Общий ответ на второй вопрос этики науки (несет ли ученый мо-

ральную ответственность за использование результатов своих иссле-

дований?) — да, но вопрос этот многоаспектный и сложный. Имеется

отличие между ответственностью ученых-теоретиков и ученых-

практиков, работающих в прикладных областях науки. Ученый-

теоретик несет только косвенную ответственность за последствия

своих исследований, потому что решения о том, как применить от-

крытие на практике, принимает не он, а политики и бизнесмены. Они

и несут прямую ответственность за использование научного знания.

Ученый ответственен за предоставление своих научных результатов

третьим лицам: это должно происходить только в том случае, когда

ученый уверен, что его открытие будет использовано во благо лю-

дям. Если исследователь будет обманут, то в этом случае он, конеч-

но, не является виноватым, хотя при этом страдает и старается хоть

как-то исправить последствия случившегося.

Нравственная ответственность ученых-практиков выше, чем тео-

ретиков, потому что они знают, что создают. Если они, например,

выполняют заказ военного или разведывательного ведомства, то,

естественно, осведомлены, притом лучше всех других людей, какие

последствия могут быть от применения их разработок. Поэтому они

ответственны за использование созданной техники, хотя и в меньшей

степени, чем политики и бизнесмены. Ученый-практик ответственен

за создание нового вида техники, а политики несут ответственность

и за создание техники, и за ее последующее использование. К сожа-

лению, иногда ученые безнравственно относятся к последствиям ис-

пользования своих разработок. Например, некоторые создатели

атомной бомбы после взрывов в Хиросиме и Нагасаки с восторгом

восклицали: «Какая физика! Как тысяча солнц!». Еще более выра-