1 / 12 Next Page
Information
Show Menu
1 / 12 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 11·2016 1

УДК 111 DOI 10.18698/2306-8477-2016-11-400

Философия и наука о природе вторичных качеств

© Н.Н. Губанов

1

, Н.И. Губанов

2

1

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

2

Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, 625023, Россия

На основе разработанной с помощью данных частных наук концепции чувственно-

го познания как процесса, имеющего образное содержание и знаковую форму, за-

кона специфических свойств анализаторов и закона пространственного проециро-

вания чувственных образов дан вариант возможного разрешения многовековой, до

сих пор неясной проблемы первичных и вторичных качеств. Предложено отка-

заться от понятия «вторичные качества» и заменить его адекватным понятием

«знаковые элементы чувственных образов».

Ключевые слова:

первичные качества, вторичные качества, модальности ощуще-

ний, проецирование образов, знаковые элементы образов.

Мыслителей еще в древности волновал вопрос о том, что в

чувственной картине мира принадлежит самой объективной

действительности, а что в нее привносится субъектом. Попытки

расчленить кажущееся и действительное в чувственном отражении и

представить, какова объективная действительность на самом деле,

выражались в учении о первичных и вторичных качествах, которому

принадлежит важное место в истории философской мысли. Как

справедливо отмечает П.В. Алексеев, «проблема “вторичных

качеств” затрагивает бытие каждого человека; она мировоззренчески

значима и важна для решения практического вопроса — как

ориентироваться в мире?» [1, c. 185]. Вначале проблема различения

действительного и кажущегося в чувственной картине мира приняла

неадекватную форму в терминах концепции первичных и вторичных

качеств. Одной из причин этой неадекватности послужило, по

мнению авторов статьи, незнание закона пространственного

проецирования чувственных образов.

Деление на первичные и вторичные качества и соответствующие

термины введены Д. Локком, хотя похожее различение проводили до

него еще Демокрит, Г. Галилей, Р. Декарт, Т. Гоббс. Д. Локк к

первичным, или объективным (присущим предметам), качествам, как

известно, относил движение, непроницаемость, плотность, сцепление

частиц, фигуру, размер, объем и др. Они присущи вещам и тогда,

когда вещи не воспринимаются человеком. Эти качества неотделимы

от тел, в каких бы состояниях они не находилось. К вторичным, или

субъективным, качествам Д. Локк отнес запах, цвет, вкус, звук.