Previous Page  4 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 18 Next Page
Page Background

Д.А. Цезарь

4

Гуманитарный вестник

# 8·2016

для стран пиратоопасных регионов и представленным совокупностью

упомянутых факторов-катализаторов. Факторное пространство должно

лежать в основе ключевых стратегических подходов международного

сообщества к противодействию морскому пиратству.

Необходимо отметить, что в странах, где морская безопасность

определяет торговые и экономические приоритеты, соответствующие

вопросы отражены в основополагающих актах национальной безопас-

ности: Стратегии национальной безопасности США, Национальной

разведывательной стратегии Великобритании, Законодательных

нормативах по безопасности Голландии. В России данные особенности

отражены в Стратегии национальной безопасности России до 2020 г.,

Концепции внешней политики России от 12.02.2013 г., Морской док-

трине России до 2020 г., Концепции внешней политики Российской

Федерации от 12.02.2013 г., Военной доктрине Российской Федерации

от 25.12.2014 г.

Подчеркивая степень опасности международного морского пират-

ства для нашего государства, следует отметить, что жертвами пиратских

нападений, совершаемых в мире, нередко становятся граждане России,

входящие в экипажи захватываемых судов, а также суда, плавающие

под российским флагом. Кроме того, при исследовании смещения поли-

тических акцентов пиратской среды следует обратить особое внимание

на усиление политического влияния России в Азиатско-Тихоокеанском

регионе (АТР). Как отмечается в исследованиях по политологической

конфликтологии Е.П. Бажанова, в настоящее время присутствует пред-

расположенность к экономическому и политическому сотрудничеству

АТР и России, формируется так называемое «стратегическое партнер-

ство» [1]. Вместе с тем в регионе имеются проблемы, которые затраги-

вают наши интересы и требуют соответствующей реакции [2]. Иссле-

дование геополитических приоритетов России в АТР в рамках противо-

действия международному морскому пиратству представляет собой

стратегическую предпосылку для создания и укрепления дипломатиче-

ских отношений.

Рассмотрим угрозу морского пиратства на путях транспортных

морских коммуникаций с точки зрения национальной безопасности для

Российской Федерации. Выделение факторного пространства для

пиратской среды представляется особенно значимым, прежде всего,

ввиду особого геополитического положения страны. Россия занимает

первое место в мире по площади внутренних морских пространств

(экономических зон). Протяженность морской государственной

границы России, составляющая 2/3 от протяженности всей границы,

является фактором, предопределяющим установление экономических

отношений с большим количеством государств.

На морском континентальном шельфе расположена большая часть

разведанных углеводородных запасов России. В российских терри-