1 / 16 Next Page
Information
Show Menu
1 / 16 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 6·2016 1

УДК 371:930.85 DOI 10.18698/2306-8477-2016-06-366

Ян Гус,

Kinderfragen и

Enchiridion

Мартина Лютера:

проблема взаимодействия

© М.А. Полякова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Калужский филиал, Калуга, 248000, Россия

Рассмотрен вопрос о возможном влиянии идей чешского профессора и проповед-

ника Яна Гуса и практики общины «чешских братьев» на мировоззренческие пози-

ции немецкого реформатора Мартина Лютера, в частности, такой немаловаж-

ный момент, как обучение основам христианской веры детей и молодежи

посредством особой литературы — катехизисов. Катехизис «чешских братьев»

вошел в историю под сокращенным названием Kinderfragen (1523) и считается

первым примером подобного жанра детской литературы. Катехизис Лютера —

Enchiridion (1529) снискал себе славу наиболее понятного и простого пособия по

основам христианской веры и активно переиздается и используется сегодня в

практике протестантских церквей и школ.

Ключевые слова:

Реформация, гуситы, «чешские братья», «богемская ересь», ев-

харистия, катехизис.

Реформация в Германии, начавшаяся 31 октября 1517 г. с доку-

мента «95 тезисов» Мартина Лютера (1483–1546) и разделившая

западное христианство на два противостоящих лагеря, не только об-

нажила проблемы теологического и социально-политического харак-

тера, но и актуализировала религиозные учения, предшествовавшие

немецкой реформе. Прежде всего это касается критики авторитета

римского папы — популярного аспекта многих средневековых ересей.

Поэтому естественно возникает и вопрос о соотношении идей Яна Гу-

са (1369–1415) и Мартина Лютера — этих великих протагонистов

движения за обновление христианской церкви, или, точнее, за воз-

рождение раннехристианской церкви. Кроме того что они занима-

лись ревизией христианского вероучения, общность интересов этих

деятелей связана историко-территориальным объединением Чехии

(включая Моравию) и германских земель в границах Священной

Римской империи.

Однако утверждение о том, что гуситское движение начала XV в.

и начавшаяся через сто лет Реформация в Германии не могут быть

отнесены к различным историческим эпохам» [1], на наш взгляд, не-

сколько преувеличено. Эти действительно типологически сходные

явления европейской истории разделены важным с цивилизационной

точки зрения событием — изобретением в середине XV в. книгопеча-

тания, что, без сомнения, сыграло существенную роль в популяриза-

ции идей Лютера и расширило горизонты лютеровской христианской

модели, равно как и других ее протестантских вариантов, до охвата

ими практически всей Европы.