1 / 9 Next Page
Information
Show Menu
1 / 9 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 6·2016 1

УДК 316.022.4 DOI 10.18698/2306-8477-2016-06-365

Проблемы и противоречия

русского православного государства

© С.Г. Галаганова

МГТУ имени Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрена концепция русского православного государства — одного из активно

выдвигаемых сегодня проектов оптимизации российского государственного устрой-

ства. Проанализировано содержание данной теоретической модели в контексте

современного российского экономического уклада и глобальной социальной динамики,

сделан вывод о наличии внутрисистемных и межсистемных противоречий антаго-

нистического характера. Чрезвычайно актуальными для понимания исследуемой

проблемы являются, по мнению автора, пророческие мысли К.Н. Леонтьева о фено-

мене русского этнического национализма как одной из технологий утверждения гло-

бальной космополитической власти.

Ключевые слова:

русское государство, православное государство, российское

национальное государство, гражданский (политический) национализм, этнический

национализм.

Чем более очевидной становится исчерпанность в современной

России компрадорско-олигархического социального проекта (псевдо-

либерального и псевдорыночного), тем более активизируется обсуж-

дение альтернативных моделей жизнеустройства российского социу-

ма. При этом участники научных и публицистических дискуссий все

чаще оперируют понятиями, связанными с этническими и духовными

аспектами обсуждаемой проблемы. Национальное государство, рус-

ская империя, демократия с христианским лицом, новая Византия —

подобные словосочетания сегодня стали частыми спутниками поиска

адекватной парадигмы будущего развития страны [1]. На их весьма

противоречивое содержание и обратим внимание.

Еще в 1970–1980-е годы идея русского государства стала неотъ-

емлемой частью идеологии русского национализма, самого странного

(на фоне тысячелетней истории России и ее духовной традиции)

и самого трагичного (по своим реальным и потенциальным послед-

ствиям) из всех советских и постсоветских этнических национализ-

мов. Как и все его аналоги, русский национализм возник не в народе,

а в среде немногочисленных представителей национального куль-

турного слоя, озаботившихся «нерусскостью» советской власти, ко-

торая якобы подавляла «русский дух». Сегодня эти уже ставшие ис-

торией события и процессы рассматриваются исследователями в ос-

новном в рамках темы «Гуманитарные технологии» как одна из

блестяще проведенных долговременных спецопераций по демонтажу

«красной империи» и имперского сознания ее многонационального